logo
"Король Лир" Шекспира в прочтении Льва Толстого

Глава 1. Лев Толстой и его литературно-эстетические взгляды

Трудно представить себе ход критической мысли «льва русской литературы», не ознакомившись с целым рядом его работ по искусству и комментариями к ним. Ведь в критическом очерке «О Шекспире и о драме» прежде всего сказались взгляды Толстого, выраженные им в трактате «Что такое искусство?».*

В трактате «Что такое искусство?» Толстой анализирует большое число эстетических теорий, преимущественно основанных на понятии красоты как главном признаке искусства. В третьей главе писатель привел около 70 различных ее определений, извлеченных из книг по теории и истории искусства, с которыми он познакомился, работая над трактатом. Толстого поразила «странная и заколдованная неясность и противоречивость» в определении красоты у самых разных философов и эстетиков, начиная с книги «основателя эстетики» Баумгартена и кончая сочинениями «новых писателей».

Толстой подверг критике эти определения красоты как предмета искусства и рассматривал их преимущественно в свете своей концепции народности искусства, Толстой нашел, что весь смысл этих эстетических теорий состоял в том, чтобы оправдать вкусы людей господствующих классов общества. Толстой утверждал: «Какие бы ни были безумства в искусстве, раз они приняты среди высших классов нашего общества, тотчас же вырабатывается теория, объясняющая и узаконяющая эти безумства.». Чтобы расчистить дорогу для верного определения искусства, Толстой предложил «откинуть путающее все дело понятие красоты». Это его предложение породило немало кривотолков и недоразумений. Многим читателям трактата казалось, что его автор ведет борьбу с прекрасным в жизни и в искусстве, они находили эстетику великого писателя «недостаточно всеобъемлющей».В действительности же Толстой предлагал отбросить лишь такие определения красоты, которыми прикрывались и прикрываются всевозможные «безумства» в искусстве.

Всего перу Толстого принадлежит около двух десятков литературно-критических работ. Двадцать глав социологического трактата писателя «Так что же нам делать?» посвящены вопросам искусства и науки. Эти вопросы с большой остротой поставлены также в знаменитой «Исповеди» и других публицистических работах позднего Толстого. Теоретические работы Л.Н. Толстого, посвященные искусству включены в 15 том ПСС из 22 томов 1983 г. Туда вошла также критика русских и зарубежных писателей. Том дает полное представление о литературно-эстетических взглядах Толстого, как они складывались и развивались в продолжение его более чем полувековой творческой деятельности. Еще совсем молодым, в пору создания повести «Детство», Он пишет первую статью по эстетике: «Для чего пишут люди?» (1851). Этот вопрос надолго станет важнейшим в эстетике Толстого.

Позднее писатель связал его со многими другими вопросами науки об искусстве, входившими в круг его размышлений. В чем состоит сущность искусства? Каковы его назначение и роль в жизни людей? Какое искусство надлежит признать настоящим, истинным, необходимым людям? В чем сходство и различие научной и художественной деятельности? В чем состоят «внутренние законы» подлинного творчества и чем отличается настоящее художественное мастерство от всевозможных подделок под него? Какое искусство является нравственным и подлинно народным? В чем правда в искусстве? В каком положении находятся искусство и литература в классовом обществе, основанном на порабощении и эксплуатации народных масс? Когда и как произошло раздвоение единого всенародного искусства на искусство «господское», обслуживающее художественные потребности людей, принадлежащих к высшим классам общества, и народное искусство? Какими станут искусство и литература в будущем обществе, когда «рабы капитала» добьются полного освобождения?* Все эти вопросы в какой-то степени объясняют, с какой меркой подойдет Лев Николаевич к оценке пьесы «Король Лир» - работа шла накануне крестьянской революции 1905 г.!

Лев Николаевич постоянно сетовал, что духовные ценности, созданные на протяжении многих веков развития культуры, присвоены малой кучкой сытых и обеспеченных. Патриарх Слова проникся гневом к устройству жизни, когда большая часть человечества лишена самого необходимого. В целом, можно сказать, что Толстой, сам будучи величайшим мастером культуры, против неё и ополчился: раз культура и искусство недоступны и непонятны простому народу - они ему не нужны.