Цвет и звук в творчестве Э.М. Ремарка

курсовая работа

1.2 Цвет в создании образов Э.М. Ремарком

Произведения Э.М. Ремарка как бы раскрашены в различные цвета и оттенки. Колоризм в творчестве Э.М. Ремарка обусловлен, с одной стороны, реальным миром и, с другой -- миром символов.

Интересно проследить и понять причины использования автором в метафоре или символе того или иного цвета, в частности красного и черного, символика которых в творчестве Э.М. Ремарка наиболее богата. Красный цвет выполняет самые различные функции. «На западном фронте без перемен»: «А вокруг нас расстилается цветущий луг. Колышутся нежные метелки трав, порхают капустницы, они плывут в мягком, теплом воздухе позднего лета; мы читаем письма и газеты и курим, мы снимаем фуражки и кладем их рядом с собой, ветер играет нашими волосами, он играет нашими словами и мыслями. Три будки стоят среди пламенно-красных цветов полевого мака...»

Красный цвет воспринимался как символ тревоги, беспокойства. Э.М. Ремарк рассчитывал именно на такое понимание своих произведений, стремясь передать в нем безумие и обреченность войны: «Мимо промчалась галопом, словно амазонка, какая-то женщина; на ней был красный шелковый халат, желтые волосы развевались……Синеватый тусклый свет лишал человеческие лица их живой окраски, это были лица утопленников. Он заметил неподалеку ту самую женщину в красном халате. Халат теперь казался лиловым, а у волос был зеленоватый отсвет»

Красный цвет у зрелого Ремарка почти всегда трагический, больной, горячечный.

Красный цвет и его эквиваленты могут символизировать действия, быть условием начала действия.

Красный цвет используется в пейзажных зарисовках.

Цветовые образы, в основном с участием желтого и серого, играют существенную роль в трагическом решении темы города .

Гораздо реже используется красный цвет в портретных зарисовках. Это портрет человека -- жертвы войны: красные раны, красные бинты…

Синий, как и красный, играет важную роль в произведениях Э.М. Ремарка. Основная функция его -- романтическая. Ремарк остался навсегда романтиком, и его «голубой цветок» не увял, оборачиваясь то голубым кораблем, то голубым сном, то голубой мечтой или синим туманом.

«-- Между прочим, сударыня, цвет обивки очень вам к лицу -- приглушенный синий кобальт для блондинки... И, кстати, я не делал никаких комплиментов, а лишь напомнил один из элементарных законов физики: синий цвет идет блондинкам»

Цитируя Г. Гейне, Ремарк мог то же сказать и о себе: «Несмотря на мои опустошительные походы против романтиков, сам я все-таки всегда оставался романтиком и был им даже в большей степени, чем сам подозревал. После самых смертоносных ударов, нанесенных мною увлечению романтической поэзией в Германии, меня самого вновь охватила безграничная тоска по голубому цветку» .

В использовании синего, голубого как образа преобладает положительное начало. Часто он передает ощущение уюта , атмосферу сна: «Она поставила цветы в большую светлую вазу, стоявшую на полу у окна. Тем временем я осмотрел ее комнату. Мягкие приглушенные тона, старинная красивая мебель, бледно-голубой ковер, шторы, точно расписанные пастелью, маленькие удобные кресла, обитые поблекшим бархатом.»

Голубой используется также для романтико-символистской стилизации в духе нарочитой утонченности и изысканности, например: «Вода тянулась широкой серебряной полосой. На противоположном берегу в тени стояли черные как уголь сараи, но на мостовой лежал бледно-голубой свет, и шины скользили по нему, как по невидимому снегу. Широкие серебристо-зеленые башни собора в стиле барокко высились над рядами крыш. Они сверкали на далеком фоне фосфоресцирующего неба, в котором, как большая световая ракета, повисла луна.»

Постепенно в образе все отчетливее начинает проступать реалистическое начало, особенно в картинах пейзажа, исполненных величия и одновременно ощущения радости жизни.

Синий участвует в создании пейзажа всех времен года, это не только «вешний» цвет. В этой многозначности, используемой для передачи разных ощущений, связанных с пейзажем, заключена одна из особенностей творческого метода Ремарка. Синий может способствовать, например, передаче настроений смутных и радостных, предчувствий перемен и каких-то свершений, пусть даже обманчивых:

Синий встречается как составная часть сложных эпитетов, обозначающих многочисленные оттенки цвета: сине-черная, сине-розовый, иссиня-черный, сине-голубая, мутно- голубой, нежно-синяя, бледно-синий, жгуче-синий, дымно-синий.

В колористике Ремарка интересна роль желтого цвета, который по сравнению с другими цветами-образами довольно редок, но в тоже время ему отведена главенствующая роль. Роман «Три товарища» начинается словами: «Небо было желтым, как латунь; его еще не закоптило дымом.», и дальше в романе желтый цвет выступает с негативной конатацией : «Кухня. На стенке чучело -- голова дикого кабана, -- наследство,оставленное покойным Залевски. Рядом в прихожей телефон. Полумрак. Пахнетгазом и плохим жиром. Входная дверь со множеством визитных карточек у звонка. Среди них и моя -- "Роберт Локамп, студент философии. Два долгих звонка". Она пожелтела и загрязнилась. Студент философии...» и следующий отрывок: «А рядом сверкала витрина продовольственного магазина. В ней высились башни консервных банок, лежали упакованные в вату вянущие яблоки, гроздья жирных гусей свисали, как белье сверевки, нежно-желтыми и розовыми надрезами мерцали окорока, коричневые круглые караваи хлеба и рядом копченые колбасы и печеночные паштеты.»

Чаще всего цвет второстепенен, на первое место выступает настроение; как правило, это грусть, вызванная увяданием, старением, быстротечностью жизни: Желтые пергаментные абажуры на них были сделаны из старых географических карт, казалось -- это узкие светящиеся ломти мира.

От этого исходного рубежа -- настроения печали, тоски -- возникает широкая амплитуда чувств: и в сторону нагнетания уныния вплоть до отчаяния, безысходности и неизбежности трагического конца, и в сторону противоположную -- к ощущению буйства жизни во всех ее проявлениях, чаще всего в любви и страсти. Входя в трехчастную синонимическую конструкцию, создающую одно целостное понятие, желтый цвет связывается с близким Ремарку трагическим решением темы юности.

В создании образа большую роль играет и звуковая сторона слова желтый. Желтый звучит резче, чем, например, красный. «Луна уже выбралась из-за фабричных крыш. Она становилась все ярче и, как большой желтый фонарь, висела теперь на ветвях сливы.»

В некоторых произведениях резкость желтого цвета подчеркивается черным цветом или темным фоном.

В сопоставлении желтого и черного (темного) желтый нарушает привычную, спокойную атмосферу.

Сочетание серого и черного может передавать ощущение трагичности, фатальности происходящего:

«Пат узнала машину Бройера. Это был большой паккард. Он стоял напротив, среди других машин. Пат пошла прямо к нему.

-- Ты его, оказывается, перекрасил, -- сказала она и остановилась перед лимузином.

-- Да, в серый цвет, -- ответил Бройер. -- Так тебе больше нравится?

-- Гораздо больше. -- А вам? Нравится вам этот цвет? -- спросил меня Бройер.

-- Не знаю, какой был раньше.

-- Черный.

-- Черная машина выглядит очень красиво.

Розовый встречаем и в сочетании с черным цветом, что позволяет усилить впечатление от данного контраста.

«Я открыл дверь и посмотрел. Пустынный голый коридор напоминал маленький переулок в предместье. Дверь комнаты фрау Бендер была широко распахнута. По коридору протопал Хассе, согнувшись под тяжестью большого торшера с абажуром из розового шелка. Маленький черный муравей. Он переезжал»

В произведении «Три товарища», цвет используется как реалия
«Она слегка повернулась ко мне и поглядела вопросительно. Я снова быстро поднял пальто и посмотрел на Биндинга, который стоял у стола, все еще пурпурно-красный и с несколько остекленевшим взглядом.»

Таким образом, поэтическая полисемия о цвета в колористике Ремарка-- еще одна грань неповторимого мастерства , грань, приоткрывающая тайну рождения художественного образа, художественного мышления.

Контекстуальная многозначность желтого, как и других цветов в палитре -- красного, синего, голубого и т. д.,-- это еще одна ступень к постижению своеобразия творчества Ремарка, его самобытности и уникальности. Желтый в ряду образов становится одной из форм художественного познания и идейно-эстетического отражения действительности.

«Ко мне подходит Изабелла. На ней короткие синие брюки до колен, желтая блузка, на шее янтарное ожерелье» (Черный обелиск)

Символика желтого цвета прошла путь от традиционно устоявшейся в литературе формы передачи настроений угасания, печали до способа активного критического вторжения в действительность с позиций гражданственности.

Особо стоит отметить любовь Э.М. Ремарка к черному цвету в сценах описания военных действий: «Я не могу смотреть на его руки, -- они словно из воска. Под ногтями засела окопная грязь, у нее какой-то ядовитый иссиня-черный цвет.» (На западном фронте без перемен); «Было раннее утро. Тускло-красная полоса лежала на горизонте. Снег поскрипывал: ночью опять слегка подморозило. Вырытые могилы зияли чернотой» (Время жить и время умирать).

Много в произведениях Э.Ремарка белого цвета.

В «На западном фронте без перемен» : «Удивительно бездумные часы... Над нами синее небо. На горизонте повисли ярко освещенные желтые аэростаты и белые облачка -- разрывы зенитных снарядов. Порой они взлетают высоким снопом, -- это зенитчики охотятся за аэропланом.», мы видем сочетания синего, желтого и белого. Автор используя прием контраста, вводит нас в атмосферу нелогичности войны.

В «Возвращение» : «Радостно бьется сердце, на мгновенье я освобождаюсь от всего и ощущаю впервые: мир; вижу: мир; чувствую всеми фибрами души: мир! Уходит гнет, крепко державший нас в своих тисках; взлетает неведомое, новое, чайка, белая чайка, мир, трепетный горизонт, трепетное ожидание, первый взгляд, предчувствие, надежда, набухающее, грядущее: мир!», белый цвет выступает как эпитет обновления и надежды.

Такие же нотки и в «На западном фронте без перемен» : «Сейчас мы чувствуем себя лучше, чем в самом комфортабельном туалете с белыми кафельными стенками. Там может быть чисто, -- и только; здесь же просто хорошо»

В заключении « Возвращения» автор пишет : «Пахнет мартом и фиалками. Из-под сырой листвы подснежники поднимают свои белые головки. Лиловая дымка стелется над вспаханными полями».

Таким образом, можно сделать вывод, что наиболее светлым и обновляющим, свежим цветом для Э.Ремарка является белый.

Осень проецируется автором бледностью оттенков:

«Повседневные дела оказывались сильнее, они вытесняли все мысли, и, пока Пат была рядом, пока деревья еще были покрыты густой зеленой листвой, такие слова, как осень, отъезд и разлука, тревожили не больше, чем бледные тени на горизонте, и заставляли меня еще острее чувствовать счастье близости, счастье всё еще продолжающейся жизни вдвоем» (Три товарища)

«Настало седое утро; когда мы выступали на фронт, было еще лето, и нас было сто пятьдесят человек. Сейчас мы зябнем, на дворе осень, шуршат листья, в воздухе устало вспархивают голоса: "Первый-второй-третий-четвертый..."» (На западном фронте без перемен).

«Но самое красивое здесь - это рощи с их березовыми опушками. Они поминутно меняют свои краски. Только что стволы сияли самой яркой белизной, осененные воздушной, легкой как шелк, словно нарисованной пастелью, зеленью листвы; проходит еще мгновение, и все окрашивается в голубовато-опаловый цвет, который надвигается, отливая серебром, со стороны опушки и гасит зелень, а в одном месте он тут же сгущается почти до черного, - это на солнце набежала тучка. Ее тень скользит, как призрак, между разом поблекшими стволами, все дальше и дальше по просторам степи, к самому горизонту, а тем временем березы уже снова стоят, как праздничные знамена с белыми древками, и листва их пылает багрянцем и золотом.

Нередко я так увлекаюсь этой игрой прозрачных теней и тончайших оттенков света, что даже не слышу слов команды; когда человек одинок, он начинает присматриваться к природе и любить ее.» (На западном фронте без перемен)

В данной работе мы не ставили своей задачей рассмотрение всего спектра цветопередачи символики Э. Ремарка, однако, можем с уверенностью сказать, что помимо рассмотренных наиболее употребляемых цветов, Э. Ремарк использовал и другие цвета спектра, которые находили применение в различные этапы его творчества, некоторые из них (например, зеленый) использовались им в плане сочетаемости с другими цветами, выражая оттенки настроения, смысла.

Делись добром ;)