logo
Боленосный трагизм Ф.М. Достоевского

Введение

Братья Карамазовы" Достоевский Ф.М. Полн. собр. соч.: В 30 т. Л., 1972-1991. Далее по тексту произведения Достоевского цит. по данному изданию с указанием в скобках номера тома и страницы, при ссылке на тот же том указывается только номер страницы -- своего рода итог творчества Достоевского, и потому образы этой книги естественно и постоянно перекликаются с его более ранними произведениями. Не раз указывалась перекличка с "Хозяйкой" (Катерина -- Грушенька), с "Селом Степанчиковым и его обитателями" (Фома Опискин -- Федор Карамазов, лакей Видоплясов -- Смердяков), с "Двойником" (двойники Ивана Карамазова), с "Бесами" (в журнальной редакции романа Ставрогина посещает Черт, Ставрогин -Петя Верховенский -- Федя Каторжник и двойники Ивана Карамазова), с "Идиотом" (Мышкин -- Алеша, Настасья Филипповна -- Грушенька), с "Преступлением и наказанием" (Раскольников -- Иван Карамазов) и т. д Мелетинский Е.М.Заметки о творчестве Достоевского. М.: РГГУ, 2001. С.150.

Во многих произведениях изображены страдающие от бедности униженные семьи, обстоятельства семейного разлада, образы злых или добрых шутов и юродивых, сложные отношения поколений, типы "мечтателей" или "хищников", общая ситуация социального хаоса. В какой-то мере Достоевский продолжал следовать замыслу "Великого грешника". Особо следует отметить связь Ивана Карамазова с Раскольниковым: бунтарь раздвоился, и теоретик несколько отделился от практика, архетип "благородного разбойника" был оттеснен образом фаустианского типа. Грушенька сохранила в своем образе "магдалинический" элемент Настасьи Филипповны, но гордыня последней оказалась уже ближе Катерине Ивановне; в Грушеньке был подчеркнут национальный колорит, характер страсти и т. д. Семейный разлад в "Братьях Карамазовых" совсем иной, чем в "Подростке" (где незаконный сын страдает от амбивалентных отношений с отцом, ср. в отдаленной мере незаконность Смердякова) и тем более в "Бесах" (где изображаются отношения двух поколений "диссидентов", ср. "Отцы и дети" Тургенева). В далеком архетипе враждебные отношения отца и сына объяснялись либо их принадлежностью к различным военным союзам (тема "боя отца с сыном" в эпосе, ср. "Тарас Бульба" Гоголя), либо борьбой за власть сменяющих друг друга поколений (с включением инцестуального любовного соперничества, столь несхожего с соперничеством Федора и Дмитрия Карамазовых).

Авторская тематизация эстетики как комплекса представлений о прекрасном и возвышенном, комическом и трагическом, страшном и гротескном в жизни и искусстве может быть сведена к аспектуальной формуле: «судьба красоты в обезбоженном мире». Великий Инквизитор негативно-прекрасен в своей добровольно-трагической обреченности быть «давно уже не с Тобою, а с ним» [Достоевский 15, 234]. Возвышенно велик лакей Смердяков со своей мерзкой самодовольной «философией»; ему в масштабе псевдоюродского самовозвеличивания и самоуничижения не уступает Фома Опискин; демонически прекрасны черные «лики» Ставрогина и Свидригайлова; «дьявольски хорош» Дмитрий Карамазов в буйстве своем и в неуемности беспокойного сердца. Негативная энергетика этих героев имеет свои степени напряжения, глубины и продолжительности. Святость не имеет глубины и степеней (если отвлечься от догматического ее толкования и от соответствующих маркировок, применяемых при канонизации). Она либо есть, либо нет, либо утрачена. Грех бывает маленький и большой, про святость такого не скажешь. Грех имеет вес, глубину и масштаб - по этим параметрам герои «Ада» Данте обретают свое место в инфернальном девятикружии первой части «Божественной Комедии».

Целью данной курсовой работы является описание проблематики «болевого эффекта» в "Братьях Карамазовых.

Для достижения этого необходимо решить несколько задач:

1. Сформулировать и исследовать в необходимом и достаточном объеме круг вопросов, относящихся к эстетической категории душевной боли у Ф.М. Достовеского.

2. Систематизировать картину современного состояния изучения наиболее острых вопросов, связанных с проблематикой болевого эффекта в произведениях Ф.М. Достоевского.

3. Показать значимость художественного приема болевого эффекта в художественном мире Достоевского в их взаимосвязи с другими компонентами поэтики.

4. Продемонстрировать своеобразие приема «болевого эффекта» у Достоевского в романе «Братья и попытаться разобраться в его идейном значении и возможных источниках влияния.