logo
Борьба добра и зла в романе М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита"

Введение

Свой последний роман «Мастер и Маргарита», Михаил Булгаков начал писать зимой 1929-30гг. « Дописать раньше, чем умереть». Так начал писать сам автор, о романе который не имел еще столь популярного названия. В общей сложности работа над ним продолжалась более десяти лет. Роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита», над которым автор работал до последнего дня своей жизни, остался в его архиве и был впервые опубликован в 1966-1967 годах в журнале «Москва».

Роман написан так, «Словно автор, заранее чувствуя, что это его последнее произведение, хотел вложить в него без остатка всю остроту своего сатирического глаза, безудержность фантазии, силу психологической наблюдательности»[1, с. 7].

Автор писал не задуманную «эпопею», а остросюжетное повествование. Первую редакцию романа Булгаков уничтожил, после того как получил известие о запрете пьесы «Кабала святош». Он писал, что лично бросил рукописи в печь. Но спустя некоторое время он начал заново творить свой роман. Он писал: « В меня … вселился бес. Уже в Ленинграде теперь здесь, задыхаясь в своих комнатенках, я стал марать страницу за страницей наново, тот свой уничтоженный три года назад роман…»[7, с. 14]

Булгаков черпал силы для написания романа у Мастера, а Мастер? у Булгакова.

Булгаков раздвинул границы жанра романа, ему удалось достигнуть органического соединения историко-эпического, философского и сатирического начал. По глубине философского содержания и уровню художественного мастерства «Мастер и Маргарита» по праву стоит в одном ряду с «Божественная комедия» Данте, «Дон Кихотом» Сервантеса, гетевским «Фаустом», толстовской «Войной и миром» и другими «вечными спутниками человечества в его исканиях истины свободы»[2,с.12].

Каждый прочитавший роман человек раскрывает в себе неординарный, фантастический мир. Герои наделены особой сюжетной линией и характерами, понять и распознать которые очень трудно, ограничить добрых и злых образов. Роман этот настолько не ординарен, не похож на другие, что его яростно любят или не воспринимают, не в состоянии относиться к нему равнодушно.

«Роман Булгакова для русской литературы, действительно, высшей степени новаторский, а потому нелегко дающийся в руки»[3, с. 35].

Новаторство автора прослеживается на каждой странице его фантастического романа? в декларациях Мастера, Иешуа, Воланда, Пилата, в сатирических эпизодах.

Роман «Мастер и Маргарита» вошел в золотой фонд русской и мировой культуры. Проблемы, в « Мастере и Маргарите», не устарели, они актуальны и сегодня.

Наверное, именно поэтому роману посвящено столько книг и статей, в которых высказываются порой противоположные мнения. Роман располагает к этому своей многогранностью и неповторимостью. В 60-70-е годы ряд критиков, негативно оценил авторскую позицию “Мастера и Маргариты”. Л.Т.Скорино и А.Метченко не оценили проблемы гуманизма и пессимизма, который затрагивал автор [4, с. 56 ], [5, с. 71].

Среди работ, посвященных роману в первую очередь, необходимо отметить следующие: Б.В.Соколов «Роман М.Булгакова «Мастер и Маргарита» (1991); А.В.Вулис «Роман М.Булгакова «Мастер и Маргарита» (1991); Б.С.Мягков «Булгаковская Москва» (1993);

В.И.Немцев «Михаил Булгаков: становление романиста» (1991); В.В.Новиков «Михаил Булгаков - художник» (1986); Б.М.Гаспаров «Из наблюдений над мотивной структурой романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита», «Новый Завет в произведениях М.А.Булгакова» (1994); В.В.Химич «Странный реализм М. Булгакова» (1995; В.Я.Лакшин «Роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита» (1968) и др.

Во всех этих работах рассматриваются образы персонажей романа Булгакова. Особенно пристальное внимание им уделяется в работе Б.В.Соколова, А.В. Вулиса, В.И.Немцева, В.В.Новикова, В.Я.Лакшина. Книга Б.С. Мягкова посвящена прототипам героев, а Б.М.Гаспаров проанализировал мотивную структура романа, что естественно, связано с основными образами произведения. Трактовка образов, событий романа порой настолько различна, что создается впечатление, будто речь идет о разных произведениях.

Целью данной работы является:

· Рассмотрение основных образов романа «Мастера и Маргариты»

· Определение проблемного вопроса борьбы добра против зла: Иешуа Га-Ноцри, Мастера, Воланда и Маргариты.

Задачами ее является воссоздание портрета каждого из них, выяснения возможных прототипов, рассмотрения качеств настоящего добра и отличие их, от зла. Какими качествами обладают эти герои, противоположные на первый взгляд, раскрыть образ Мастера и его прототипы, близость к автору, скрытый героизм.

В образе Иешуа важно раскрыть соединения божественного и человеческого, а также его сходства с традиционными представлениями о Христе и отличие от них; и представить образ Иешуа как высокоморального человека, героя и жертвы.

Образ Воланда занимает особое место в романе. Образ Воланда в ранних публикациях, как воплощение зла и проявление добра в его действиях.

Рассмотреть образ Маргариты как любящей женщины совершающей безумные поступки во имя любви.

Проблема добра и зла рассматривается как основа этого романа, объединяющая образы героев романа в единую систему.

Новизна этой работы заключается в проведении параллели между главными героями романа и реальными людьми.

Методы, использованный при написании курсовой работы: аналитический и историко-литературный. Объектом изучения является тема борьбы добра против зла.

Практическое значение этой работы: результаты можно использовать для студенчески научных работ и статей, а также отдельные фрагменты данной курсовой могут быть использованы учителями во время уроков и внеклассных мероприятий.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.