logo
Борьба Добра со Злом в романе Булгакова "Мастер и Маргарита"

Введение

Среди отмеченных литературоведами законов творчества есть один, природа которого до сих пор остается до конца непознанной: воздействие сочинения на самого творца и на то, что его окружает. Бывает, что произведение создает вокруг себя чудодейственную ауру, волшебную зону, в которой возможны самые неожиданные превращения.

Роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита» -- многомерное и многослойное произведение. В нем соединены, тесно переплетаясь, мистика и сатира, самая безудержная фантастика и беспощадный реализм, легкая ирония и напряженная философия. Одной из главных философских проблем романа является проблема взаимоотношения добра и зла. Эта тема всегда занимала ведущее место в русской философии и литературе.

Булгаков писал «Мастера и Маргариту» в общей сложности более 10 лет. Роман Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита» не был завершен и при жизни автора не публиковался. Впервые он был опубликован только в 1966 году, через 26 лет после смерти Булгакова, и то в сокращенном журнальном варианте. Тем, что это величайшее литературное произведение дошло до читателя, мы обязаны жене писателя Елене Сергеевне Булгаковой, которая сумела сохранить рукопись романа.

Количество исследований, посвященных роману Михаила Афанасьевича Булгакова огромно. Даже выход в свет Булгаковской энциклопедии не поставил точку в работе исследователей. Все дело в том, что роман достаточно сложен по жанру и поэтому труден для анализа. По определению британской исследовательницы творчества М. А. Булгакова Дж. Куртис, данном в ее книге «Последнее Булгаковское десятилетие»: «Писатель как герой у «Мастера и Маргариты» есть свойство богатого месторождения, где залегают вместе еще не выявленные полезные ископаемые. Как форма романа, так и его содержание выделяют его как уникальный шедевр: параллели с ним трудно найти как в русской, так и западноевропейской культурной традиции».

Роман написан так, «словно автор, заранее чувствуя, что это его последнее произведение, хотел вложить в него без остатка всю остроту своего сатирического глаза, безудержность фантазии, силу психологической наблюдательности». Булгаков раздвинул границы жанра романа, ему удалось достигнуть органического соединения историко-эпического, философского и сатирического начал. По глубине философского содержания и уровню художественного мастерства «Мастер и Маргарита» по праву стоит в одном ряду с «Божественной комедией» Данте, «Дон Кихотом» Сервантеса, Гетевским «Фаустом», толстовской «Войной и миром» и другими «вечными спутниками человечества в его исканиях истины свободы» Галинская И. Л. Загадки известных книг - М.: Наука, 1986 с.46.

А.Кураев назвал роман «Евангелием от сатаны». Действительно, в ранних редакциях романа первая глава воландовского рассказа именовалась «Евангелие от Воланда» и «Евангелие от дьявола». По словам А.Кураева, ершалаимская история романа кощунственна, однако не следует считать кощунственным весь роман, поскольку он целиком является обличением истории Воланда, в чём можно усмотреть пародию и обличение Булгаковым советской антихристианской пропаганды. Сюжетная линия в романе тесно перекликается с библейской историей, с событиями, описанными в Новом Завете. Но повествование об этих событиях в «Мастере и Маргарите» идет от лица сатаны (Воланда), неотъемлемым свойством которого является ложь ("лжец и отец лжи Булгаков М. А. Мастер и Маргарита - М.: Пан Пресс, 2006 с.98") -- это его интерпретация событий, история в том виде, в котором ему бы хотелось её видеть.

Изначально, роман «Мастер и Маргарита» создавался и был задуман как «роман о дьяволе». Некоторые исследователи видят в нём апологию дьявола, любование мрачной силой, капитуляцию перед миром зла.

Персонажи и сюжеты «Мастера и Маргариты» проецируются одновременно на и Евангелие, и на легенду о Фаусте, на конкретные исторические личности современников Булгакова, что придает роману парадоксальный и порой противоречивый характер. В одном поле неразрывно соединяются святость и демонизм, чудо и магия, искушение и предательство.

На первый взгляд, итоги романа неутешительны. И в романе мастера, и в романе о мастере добро в борьбе со злом терпит поражение: распят Иешуа, сожжен роман. Столкновение творческого духа с неправедной реальностью заканчивается страданием и смертью. Но Воланд говорит: «Все будет правильно. На этом построен мир». Это значит, что действительность существует все-таки ради добра. Мировое зло и страдание -- нечто преходящее, они закончатся вместе со всей драмой бытия.

Но в жизни каждого человека бывает момент, когда он должен выбирать между добром и злом.

Понтий Пилат в трудной ситуации проявляет малодушие, и он карается вечными муками совести. Отсюда вывод: как ни перепутаны в мире добро и зло, их все-таки нельзя путать. Трусость, предательство -- самые тяжкие человеческие пороки.

Тема мистики всегда была интересна и необъятна, именно поэтому я выбрала роман Булгакова для написания своего реферата.

Целью моей работы является раскрытие темы: Дьявол и его свита и диалектическое единство взаимодополняемости добра и зла в романе Булгакова «Мастер и Маргарита».

Роман «Мастер и Маргарита» -- роман об ответственности человека за добро и зло, которое совершается на земле, за собственный выбор жизненных путей, ведущих или к истине и свободе, или к рабству и предательству.