logo
Воображение в поэтике У. Блейка

1. Введение

Объектом данной работы являются стихотворения и гравюры английского писателя эпохи романтизма Уильяма Блейка (1757-1827). Предметом работы является роль категории воображения в поэтике автора. Анализ творческих особенностей автора буде проходить на примере двух его сборников «Песни Невинности» и «Песни Опыта». Выбор именно этих сборников аргументирован наглядностью синтеза искусств, реализованного в них, яркостью творческой мысли автора и значением воображения читателя для понимания идеи автора.

Актуальность данной работы с научной точки зрения определяется малой изученностью вопроса. Блейк остался непризнанным своей эпохой и только спустя 50 лет после смерти был открыт литературой. О нем написано множество работ на английском языке, советскому же читателю он был открыт в 1957 году, когда по решению Всемирного Совета Мира отмечалось двести лет со дня рождения поэта. Многие ученые исследовали стиль и способ его гравировки, его поэмы, иллюстрации. Можно отметить вклад в его изучение А.А. Елистратовой, Н.Я. Дьяконовой, Е.А. Некрасовой и А.М. Зверева, наиболее подробно изучивших творческий и жизненный путь поэта.

Особенно интересны произведения Блейка для современного читателя. Хотя, писатель и предвосхитил веяния романтизма на несколько лет ранее своих современников, он все же остается писателем эпохи романтизма - явления рубежа XVII-XVIII веков. Под современным читателем понимается представитель конца XX - начала XXI века. Мы находимся на пороге новой эпохи - еще не забыт Советский Союз, еще осталось множество его пережитков, однако нам видится новое будущее, которое еще предстоит построить.

Романтизм делает акценты на внутренний эмоциональный мир личности, освещая проблемы личности и общества, которые находят отклик и сейчас. Бесчувственный капитализм со своим постоянным поиском денег приводит человека к усталости от материальных проблем и приевшейся обыденности, единственным укрытием от которой, по мнению романтиков, а главное самого Блейка, является категория воображения. Все материальное становится зыбким и человек в поисках гармонии обращается к себе, к своему внутреннему я. Как справедливо утверждал В.Г. Белинский: «В теснейшем и существеннейшем своем значении романтизм есть не что иное, как внутренний мир души человека, сокровенная жизнь его сердца… Сфера его - вся внутренняя, задушевная жизнь человека, та таинственная почва души и сердца, откуда поднимаются все неопределенные стремления к лучшему и возвышенному, стараясь находить себе удовлетворение в идеалах, творимых фантазией». [10, с.6]

Можно сделать вывод, что воображение, или «духовное чувствование», мыслится романтиками одним из важнейших качеств человека, тем особенным признаком художника, категорией, отличающей его от филистеров. [10, с.258]

Следовательно, цель данной работы - проанализировать и определить роль категории воображения в поэтике У.Блейка, ибо он считал её неотъемлемой частью собственной души: «Вдохновение и Воображение всегда были, есть, и, я надеюсь, останутся впредь моей стихией, моей вечной обителью». [10, с.260]

Для достижения поставленной цели следует выполнить следующие задачи:

1) раскрыть понятие «двоемирия» У. Блейка на примере контрастов сборника «Песни Невинности и Песни Опыта»;

2) выявить значение синтеза искусств для понимания авторской идеи;

3) проанализировать роль категории воображения.

романтизм воображение поэтика Блейк