"Нестяжатели" и "иосифляне": религиозно-политическая и литературная полемика XVI века
6. Заключение
Разногласие между иосифлянством и заволжским движением можно свести к такому противопоставлению: одни стремились завоевать мир, работая в нем, другие преодолевали мир через преображение и воспитание вне мира нового человека, через становление новой личности. И те и другие в качестве примера обращались к опыту Сергия Радонежского, своей деятельностью осуществившего впоследствии уже недостижимый идеал. Два пути, диаметрально разошедшиеся через столетие после кончины преп. Сергия, в конце концов соединились после мучительных кровавых драм: и Иосиф Волоцкий, и Нил Сорский были причислены русской православной Церковью к лику святых (первый - в конце XVI в., второй - в начале ХХ).
7. Список литературы
1. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.portal-slovo.ru/ (Православный образовательный портал). Архангельская А.В. «Иосифляне» и «нестяжатели».
2. История литературы Древней Руси: учеб. пособие для студ. филол. фак. вузов / Д.С. Менделеева. - М.: Издательский центр «Академия», 2008.
3. Лурье Я. С. Идеологическая борьба в русской публицистике конца XV - начала XVI века. М.; Л., 1960.
4. История русской литературы XV-XVII веков: Учеб. для студентов пед. Ин-тов по спец. №2101 «Русский яз. и лит.»/ Д.С. Лихачев, Л.А. Дмитриев и др. - М.: Просвещение, 1985.
5. Зимин А.А. И.С. Пересветов и его современники. Очерки по истории русской общественно-политической мысли середины XVI в. - М., 1958.