logo
Выражение чувственной оценки действительности в сонетах Шекспира

Введение

Сонеты Шекспира впервые были выпущены сборником в 1609 году издателем Томасом Торпом «Shakespeares Sonnet,? Never Before Imprinted».? Предполагают,? что они были выпущены без согласия автора и при жизни Шекспира больше не появлялись в печати.? Только в 1640 году было выпущено новое издание сонетов близким другом Шекспира Джоном Бенсоном.? В обращении к читателям,? Бенсон отмечает небольшую популярность сонетов в сравнении с пьесами.? Как он сам пишет,? они «не удостоились причитающейся им доли славы,? какую приобрели остальные его творения.?

Поэт Уордсуорт дает совсем нелестную оценку:? «Начиная с СХХVII,? адресованные любовнице сонеты -? худшие,? они отвратительные терпкие,? невразумительные и незначительные.? Другие,? по большей части лучшие,? содержат красивые строки или отрывки.? Основной недостаток -? монотонность,? скучность,? причудливость и вычурная неясность.?» [18,? с.?320].?

Однако дальше поэт в своем стихотворении «Scorn not the sonnet,? critic» скажет,? что сонеты являются тем ключом,? которым Шекспир открыл свое сердце.? Несомненно,? у сонетов Шекспира были свои почитатели и противники.? Исследователи спорят о биографичности сонетов,? но их ценность и понимание для современного читателя не зависит от знания причин их написания.? Об этом замечательно написал профессор Уолтер Рэлей в своей книге «Shakespeare.? English Man of Letters»:? сонеты говорят с каждым,? кто знает,? как многообразна человеческая жизнь.? События,? описанные в них,? есть просто часть прошлого,? их темы -? вечные» (Перевод А.? Толстых).?

Согласно исследованиям многих литературоведов,? шекспировские сонеты были написаны в период расцвета сонетной поэзии английской литературы,? между 1592 и 1598 г.? г.? Философская глубина,? драматизм чувств,? музыкальность и лиризм сонетов Шекспира заняли выдающееся место в истории мировой поэзии.? В них раскрыты богатство и красота человека Ренессанса,? представлен трагизм и величие его существования,? а также размышления о жизни,? творчестве и искусстве.?

Актуальность.? Несмотря на великое множество работ тема чувственной оценки действительности не была достаточно освещена в исследованиях.? Изучению концептов и понятий,? передающих чувства и эмоции человека в различных языках,? посвящается в настоящее время значительное количество теоретических работ.? Вместе с тем,? состояние современной антропоориентированной науки таково,? что исследования,? в которых осуществляется лексико-семантический и прагма-когнитивный анализ характеристик языка человека чувствующего,? не теряют своей востребованности в современном научном сообществе,? способствуя тем самым дальнейшей разработке теоретических основ лингвистики и дисциплин,? непосредственно с ней связанных.?

Шекспира можно назвать в какой-то мере новатором в сонетной поэзии.? Он делает форму сонета более подвижной,? необычной по сравнению с классической итальянской.? Шекспир часто нарушает плавное течение своих мыслей,? заставляя особенно внимательно читать заключительное двустишие,? в котором выражено или какое-то противоречие всему сказанному ранее,? призыв или главная мысль всего сонета.?

Объектом исследования выступает понятие оценки чувственности,? которое исследуется материале текстов сонетов Шекспира.?

Предметом исследования является чувственная оценка действительности во всем многообразии проявления своих лексико-семантических,? прагма-коммуникативных и когнитивных характеристик.?

Теоретической основой исследования послужили положения когнитивной лингвистики,? разрабатываемые в трудах отечественных (А.?Д.? Арутюнова,? Е.?С.? Кубрякова,? Ю.?С.? Степанов,? И.?А.? Стернин,? И.?П.? Сусов и др.?) и зарубежных (А.? Вежбицкая,? Т.? Ван Дейк,? Р.? Лангакер,? М.? Минский,? Р.? Шенк и др.?) лингвистов,? работах представителей лингвокультурологии (Н.?Ф.? Алефиренко,? В.?А.? Маслова,? И.?Г.? Ольшанский,? В.?В.? Красных и др.?),? современной концептологии (С.?Г.? Воркачев,? Е.?В.? Иванова,? Е.?С.? Кубрякова,? В.?И.? Карасик,? М.?В.? Никитин,? И.?А.? Стернин,? Ю.?С.? Степанов,? Р.? Лангакер,? Дж.? Лакофф,? Р.? Джакендофф,? Л.? Талми),? лингвистической теории эмоций (К.?Э.? Изард,? П.? Экман,? Р.?С.? Лазарус,? В.?И.? Шаховский,? О.?Е.? Филимонова),? коммуникативной лингвистики (Дж.? Серль,? Дж.? Остин,? Н.?И.? Формановская),? падежной грамматики (Ч.? Филлмор,? У.? Чейф).?

Цель -? исследовать особенности чувственной оценки действительности в сонетах У.? Шекспира.?

Исходя из цели работы были поставлены следующие задачи:?

-? обобщить и проанализировать наиболее значимые из существующих теоретических положений,? которые сформировали теоретическую базу проводимого исследования;?

-? выявить и классифицировать семантико-синтаксические характеристики смыслового ядра понятия чувственности в современном английском языке;?

-? осуществить прагма-коммуникативный анализ языка сонетов Шекспира и классифицировать содержащиеся в них высказывания с точки зрения теории речевых актов;?

-? на материале сонетов Шекспира описать основные механизмы чувственной оценки действительности.?

Методика исследования.? Для решения поставленных задач в диссертационном исследовании применяются комплексная методика исследования,? включающая:?

1) компонентный,? в том числе многоступенчатый дефиниционный анализ;?

2) прагма-коммуникативный анализ с целью выявления видов речевых актов,? актуализируемых в тексте сонетов Шекспира;?

3) метод семантико-синтаксического анализа;?

4) лингвокогнитивный анализ,? позволяющий в рамках когнитивной семантики изучать сонеты Шекспира,? посвященные любви,? как сценарий,? отражающий специфику действительности.?

Теоретическая значимость исследования определяется его вкладом в разработку проблем когнитивной лингвистики и концептологии,? методов и инструментов анализа в русле современной антропоориентированной лингвистической парадигмы,? а также апробирования и научной обоснованности возможных методологических,? а также понятийно-терминологических способов исследования своеобразия языка Шекспира на материале изучения языка его сонетов.?

Практическая значимость данной работы обусловлена тем,? что основные положения,? а также полученные результаты исследования могут быть использованы в лекционных и семинарских занятиях по когнитивной лингвистике и лингвокультурологии,? а также на практических занятиях по стилистике,? а также аналитическому анализу языка текстов англоязычных авторов различной временной принадлежности.?

Структура работы состоит из введения,? двух глав,? заключения и списка использованной литературы.?

Во введении обосновывается актуальность,? а также цели и задачи работы,? описывается методика,? а также теоретическая и практическая значимость работы.?

Первая глава посвящена Жизни и творчеству Уильяма Шекспира,? а также анализируются особенности жанра «сонет» в творчестве Шекспира.?

Практическая часть работы опирается на концепцию чувственной оценки действительности на материале сонетов Шекспира,? приводится подробный анализ коммуникативно-семантических особенностей текста.?

В заключении приводятся выводы исследования,? а также умозаключения и рекомендации.?