logo
Герой и обстоятельства в рассказах К. Воробьева

Введение

Творчество русского-советского писателя-фронтовика Константина Дмитриевича Воробьева (24.09.1919- 02.03.1975) отличается особой реалистичностью, создающей эффект достоверности и жизненной правды описываемых событий, и обостренным вниманием к нравственным вопросам, решение которых у Воробьева поднимается до уровня философского обобщения. Как отмечает литературный критик С. Беляков, «именно Воробьеву удалось тонко и достоверно показать психологию человека на войне, мужественного, хорошо подготовленного, честно исполнившего свой долг, но оставшегося чуждым войне, не способного до конца адаптироваться к ее реальности, не принявшего ее кровавые и несправедливые законы» [2. - С. 185].

Литературные и биографические факты в жизни писателя очень тесно связаны. К. Воробьев рассказывает о событиях из своей жизни в различных «Мемуарных записках» и «Дневниках».

О жизни автора позже напишет журналист С. Журавлев: «Он не мог не писать, потому что за всем этим стояло то, без чего не бывает большого художника, - правда жизни и собственная судьба, собственная нелегкая биография» (17. - С. 4). Константин Воробьев, проживший большую часть жизни в Литве, родился в глубинной России, на Курской земле, в 1919 г. В 1934 г. переехал в Москву. Работал рабочим на заводе, грузчиком. После окончания средней вечерней школы поступил в педагогический институт, откуда в 1937г. был призван в Красную армию и через год направлен в Кремлевское военное училище. В 1941 г. в составе роты курсантов ушел на фронт. В конце того же года попал в плен, был в Ржевском, Каунасском, Саласпилсском и Шауляйском концентрационных лагерях. Дважды бежал. Командовал отдельной партизанской группой отряда «Кястутис» в Литве. После демобилизации в 1947г. стал серьезно заниматься литературной работой.

Однако, известность к писателю-фронтовику придет гораздо позже. Многие критики отмечают это в своих статьях и считают это не заслуженным. «Константин Воробьев почти не известен. При жизни молчание вокруг его имени. При жизни забвение и неизвестность, одиночество» [34. - С. 206]. Причины такой поздней славы скрываются и в социально-политической обстановке тех времен, в которых приходилось писать К. Воробьеву. Но почему же у писателей-современников (В. Быков, В. Астафьев, Е. Носов) произведения доходили до читателя и печатались, ведь они писали с ним в одно время? «В плеяде замечательных писателей, выдвинутых фронтовым поколением К. Воробьеву едва ли не меньше всех повезло с признанием. Это нужно и важно понять. Даже в творчестве сверстников, правдиво и глубоко запечатлевших годину народных бедствий, автобиографичная проза К. Воробьева выделяется исключительной остротой личной боли. Этому способствовали трагические повороты в его окопной судьбе», - отмечает критик Л. Лавлинский [22. - С. 261]. Он замечает и то, что «произведения, многие из которых заканчиваются для героя катастрофой (окружение, позор, неволи, медленное умирание в концлагере), не могли появиться ни во время самой войны, ни вскоре после нее» [22. - С. 261]. И действительно, с первого же произведения очевидец войны осмелился раскрыть ту правду, что по идеологическим установкам и моральным принципам советского строя, были не готовы принять. «Эту прозу породила иная эпоха, для которой наша великая победа над гитлеровским рейхом стала общеизвестным фактом недавней истории. Когда появилась возможность с достигнутой вершины оглянуться на самые мрачные бездны, преодоленные человеком на войне. Но еще и в это время (середина 60-х) воробьевские повести и рассказы многими воспринимались по меркам прежних лет», - заявляет Л. Лавлинский [22. - С. 261].

«Конечно, в литературной среде Константин Воробьев неизвестным отнюдь не был после тех двух своих повестей начала 60-х годов - «Крик» и «Убиты под Москвой», - которые, остались, как теперь уже совершенно очевидно, наиболее сильными его вещами из всех, что он успел завершить», - считает критик Александр Станюта [34. - С. 207]. В непризнании таланта Станюта обвиняет бдительную критику, которая постаралась в том, что бы имя К. Воробьева, дойдя до читателей, сразу же исчезло. «К тому времени, когда написанное Воробьевым начали открывать широким кругам читателей, писателя уже не было в живых», - с разочарованием замечает критик [34. - С. 211].

Сам К. Воробьев очень хотел, чтобы его проза дошла до читателя, хотя и не был уверен в том: «Если писатель лжет перед своей совестью и не желает видеть горе и беды народа, трагедию его называет исторической неизбежностью - он ничто, какими бы наградами не ублажало его правительство. Придёт время, и для всех это станет очевидным и понятным. Тогда, кроме позора, такого писателя ничего не ждёт. Я не знаю, будут ли меня читать потом, но я знаю, что на мою могилу никто не плюнет» [5. - С. 206]. За эти бесценные слова в отношении своей судьбы, критик И.П. Золотусский назвал К. Воробьева «пророком».

В 1991 году в издательстве «Современник» вышло 3-х томное собрание сочинений Константина Воробьева. Первый том собрания сочинений составили повести, написанные в шестидесятые годы: «Крик», «Убиты под Москвой», «Сказания о моем ровеснике», «Друг мой Момич», «Почем в Ракитном радости», а также автобиографическое "Это мы, Господи!..".

Во второй том Собрания сочинений К. Воробьева кроме широко известных повестей: "Генка, брат мой…", "Вот пришел великан", "…И всему роду твоему" и рассказов вошли дневниковые записи и письма писателя.

В третий том Собрания сочинений Константина Воробьева вошли рассказы, наброски к рассказам, письма. В приложении В. Воробьева - жена писателя - рассказывает о судьбе и творчестве К. Воробьева.

Литературоведение, как нам кажется, незаслуженно мало внимания уделяет творчеству писателя. Несмотря на то, что существующая библиография насчитывает более сорока наименований статей, опубликованных в газетах и журналах в основном в шестидесятые-восьмидесятые годы 20 века, этого не достаточно для писателя, который так точно создал образ военного времени.

В течение последних лет были написаны диссертационные исследования о творческой деятельности Воробьева (В.Н. Северук, Г.А. Баронова, С.И. Журавлева). В ряде диссертационных исследованиях последних десятилетий наследие писателя рассматривается с новых позиций (И. В. Петракова «Творчество К. Воробьева», Н.Н. Золототрубова «Нравственные аспекты войны и мира К. Воробьева»). Большой вклад в изучение военной прозы писателя сделан в диссертационных исследованиях В.Д. Мирюшкина «Нравственно-психологические аспекты современной советской прозы о Великой Отечественной войне (К. Воробьев, Ю. Пиляр, В. Семин)» и М.В. Кульгавчук «Проза К. Воробьева и В. Семина в контексте литературного процесса (к проблеме авторской позиции)». Рассмотрение воробьевской повести о коллективизации «Друг мой Момич» является важным звеном докторской диссертации В.Т. Сосновского « Постмодернизм и традиция: опыт монистического взгляда на литературно-культурологический процесс в преддверии третьего тысячелетия (слово и текст в динамике времени и в контексте континуальных дискуссионных проблем отечественной литературы 1980-1990-х годов)» На роль серьезного научного исследования, по нашему мнению, претендует щемяще-поэтичный и в то же время аналитический биографический очерк жены писателя В.В. Воробьевой «Розовый конь».

Тема данной выпускной квалификационной работы «Человек и обстоятельства в рассказах К. Д. Воробьева». Материалом для рассмотрения послужили произведения малого эпического жанра (рассказы) на военную тему.

Тема поведения человека на войне является одной из самых актуальных, ведь лучшие и худшие черты, свойства характера раскрываются в экстремальных ситуациях. К таким ситуациям, в первую очередь, относится война. В работе дано описание ситуаций и явлений, с которыми пришлось встретиться человеку во время Великой Отечественной войны.

Актуальность исследования определяется его основной целью: осмыслить отражение человеческой природы в условиях жестокой действительности.

Целью данного исследования стало выявление характера взаимоотношения человека с условиями, с которыми ему пришлось столкнуться на войне в художественном мире К. Воробьева, изучение путей художественного воплощения авторского замысла.

Задачи дипломной работы:

1. Рассмотреть рассказы Воробьева о войне в рамках идейно-тематического течения «лейтенантская проза»;

2. Определить специфику человеческой природы на войне на материале образов героев из рассказов;

3. Определить обстоятельства, с которыми пришлось столкнуться солдатам в период Великой Отечественной войны;

4. Проанализировать мир нравственных ценностей К. Воробьева.

Теоретической основой стали труды исследователей: С.С. Белякова, И.П. Златоусского, А. Станюты, Л. Лавлинского, С.И. Журавлева, В. Курбатова и других.

Методология работы предполагает анализ, учитывающий биографический, культурно-исторический, структурный аспекты изучения художественного текста в соответствии с поставленными в работе задачами.

Работа состоит из введения, 6 глав и заключения.

В первой главе рассматривается творческий путь К. Воробьева и особенности его произведений.

Во второй главе описывается специфика изображения человека на войне в рассказах автора.

В третье главе исследуется типология военного рассказа.

Четвертая глава посвящена испытанию человека пленом.

Пятая глава посвящена ситуациям, с которыми сталкивается на войне женщина.

В шестой главе рассматриваются обстоятельства партизанской жизни, войны в подполье.