logo
Гоголь и Гофман

ВВЕДЕНИЕ

Говоря о творчестве Николая Васильевича Гоголя, невозможно не вспомнить имени другого писателя, который, как бы ни обидно это было, во многом повлиял на Гоголя. (Впрочем, и Байрон повлиял на Пушкина, но от этой мысли стихотворения последнего не кажутся хуже). "Учителем" Гоголя был немецкий романтик Эрнст Теодор Амадей Гофман.

Произведения Гофмана отразились в творчестве не одного лишь Гоголя. Приходилось ли вам слышать слово "гофманиана"? Так называют явления в литературе и жизни, когда реальность переплетается с фантастикой, когда за углом самого банального дома в новостройках прохожего поджидает фея в сверкающем плаще. Лучший пример из литературы - это сказка самого Гофмана "Золотой горшок" (написанная совсем не для детей, как это часто бывает со сказками).

В своих исканиях в области фантастики Гоголь развивает принцип параллелизма фантастического и реального. Видимо, это был общий закон эволюции фантастических форм на исходе романтизма, - и гоголевская линия до поры до времени развивалась во многом параллельно гофмановской.

Воображение романтиков будоражила таинственность старинных замков, готических соборов, руин, рыцарей, одетых в стальные доспехи. Вместе с романтикой средневековья воскресла и средневековая фантастика. Это была эпоха, когда верили, что по развалинам замков бродят призраки, по морям носится призрачный корабль, не находящий себе пристанища, по ночам из могил появляются упыри, вурдалаки и вампиры.