logo
Годы жизни и творчества С. Есенина

Судьба и личность С. Есенина

"right">Гений всегда народен.

"right">А.Блок

Гениальный поэт…

Сергей Есенин родился в 1895 году 21 сентября, в Рязанской губернии в селе Константиново, в доме деда, Никиты Есенина, которого давно уже не было в живых. В трехлетнем возрасте, Сергей был отдан на воспитание родителям матери - Титовым.

Дед Фёдор, был известен всей округе, как весёлый, умный и своенравный мужик. Сыновья Титова жили своими семьями, и в доме оставались трое: дед, бабка и внук - Сергей. Старики очень любили мальчика, обхаживали его и приобщали к духовным интересам. «Я рос в атмосфере народной поэзии» - рассказывал Есенин. Бабка, которая меня баловала, была очень набожна, собирала нищих и Колек, которые распевали духовные стихи.

Ещё большее значение имел дед, который сам знал множество стихов наизусть и хорошо разбирался в них.

Воспитываясь в старообрядческой, религиозной семье, Сергей, однако не проникся верой в Бога и не питал особого интереса к церковной службе.

«В Бога, я, верил мало, да и в церковь ходить не любил» - признавался он потом.

В пять лет, Серёжа научился читать. «Книга, не была у нас исключительным и редким явлением, как в других избах. Насколько я себя помню, помню и толстые книги в кожаных переплётах» - вспоминал поэт.

Особенно приобщился мальчик к литературе (с девяти лет), Когда поступил в Константиновское земское четырёхгодичное училище. В мае 1909 года, Есенин окончил училище с похвальным листом за «Хорошие успехи и отличное поведение».

Слагать стихи Есенин стал, лет с восьми или девяти. На стихотворчество толкнула его, атмосфера народной песенной поэзии, которая окружила его в детские годы.

В мае 1912 года, Есенин окончил Спас - Клепиковскую школу. Он был выпущен с аттестатом «Учителя школы грамоты». Сергей уехал в Москву. Он хотел заняться литературным образованием. Осенью 1913 года, Есенин поступил вольнослушателем на историко-философский факультет академического отделения, народного университета имени «Шанявского». В университете, Есенин принимал участие в работе литературного кружка. Кружковцы увидели, что перед ними незаурядный поэт с большими творческими задатками. Через полтора года он уехал в деревню. Вернулся уже после того, как началась Первая Мировая война. Ещё в Константинове Есенин видел, Какое опустошение приносит война русской деревне: с плачем и стонами провожали на флот мужиков, часть урожая погибла под дождём.

Повесили под окнами сотские

Ополченцам идти на войну.

Загыгыкали бабы слободские,

Плач прорезал кругом тишину.

* * * * * * * * * * * * * * * * *

* * * * * * * * * * * * * * * *

По селу до высокой околицы

Провожал их огулом народ.

Так показал поэт русскую деревню первых дней войны. А когда стало известно о разгроме русских войск в Восточной Пруссии, о многих тысячах жертв, он легко вообразил себе трагедию женщин, потерявших на фронте мужей, кормильцев, отцов своих детей. Об этом он написал поэму «Галки», но она не была опубликована. Было опубликовано лишь стихотворение «Узоры».

Девушка в светлице вышивает ткани,

На канве в узорах копья и кресты.

Девушка рисует мертвых на поляне,

На груди у мертвых - красные цветы.

* * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *

Новый этап развития Есенина связан с петроградским периодом жизни. Весной 1915 года, Есенин приезжает в Петроград и сразу же посещает Блока, читает ему свои стихи. Эта встреча навсегда врезалась в память Есенина; позже он писал, что Блок научил его «Лиричности». В одном из своих писем, Блок назвал Есенина «Талантливым крестьянским поэтом».

В феврале 1916 года вышел в свет из печати сборник стихов «Радуница». В нем было 33 стихотворения - лучшие из написанных поэтом, в основном произведения 1914-1915 годов. Они давали представление о характере таланта поэта, об основных мотивах его творчества. Простота языка, близость к фольклору, задушевность, непосредственность чувств - это отличало Есенина от других поэтов.

Большую роль сыграла заграничная поездка Есенина. Он побывал в Германии, Италии, во Франции, Бельгии, в Америке. Но что поразило Есенина - это «Индустриальный быт» Европы и Америки, высокая и совершенная техника, намного облегчающая жизнь человека. Поездка Есенина за границу помогла ему ещё более убедиться в том, насколько высокая городская техника в условиях советской России необходима для возрождения русской деревни.

1923-1925 годы были самыми плодотворными в творчестве Есенина. Он обретает самую устойчивую позицию в оценке советской действительности. В стихотворении «Русь уходящая» (1924год) поэт без тени сожаления говорит о том старом, что отмирает и уходит в прошлое советской деревне, и противопоставляет ему нарождающееся новое. Ещё более отчётливо и категорично эта тема звучит в стихотворении «Русь советская»(1924).

Поездки в родное село, происшедшие перемены в нём приводят поэта к раздумьям о собственном творчестве. Есенин испытывает острое чувство обиды за то, что в родных местах он словно иностранец, как пилигрим угрюмый. Ему даже кажется, что его поэзия здесь больше не нужна.

Есенин, который во многом отказался от своих прошлых взглядов и настроений, чувствовал в 1924-1925 годов необходимость по-новому сказать о революции, не так, как говорил о ней в своих поэмах 1918-1919 годах, написанных в духе Христианской символики.

В 1924г. Он пишет «Песнь о великом походе» - поэтому о защите Петрограда от белогвардейских полчищ Юденича. В этом произведении ярко выразилось то новое, что стало особенно характерным для творчества Есенина последних лет. Сохраняя свою привязанность к исконно - русскому, поэт сочетает её с не менее глубокой привязанностью к новой революционной эпохе. Национальная основа поэмы ощущается во всём; в тематике, ритмике, лексике, образной системе.

Есенина всё более увлекает историко-революционная тематика. Он пишет «Балладу о двадцати шести», посвящённую Бакинским комиссарам, не большую поэму «36», о политических ссыльных, борцах против самодержавия.

Понятно и другое - смерть. Так Есенин на расстоянье увидел то большое, что совершалось в ходе революции. Так много волновавший его вопрос о судьбах крестьянской России получат конкретно-историческое разрешение. Самым крупным и значительным произведением на эту тему является его поэма «Анна Снегина» (1925).

Поэма «Анна Снегина» - лучшее и самое убедительное опровержение ошибочных суждений критиков, будто стихи Есенина о советской действительности лишены лиризма. Она говорит о том, что поэт не только полностью сохранил, но и намного улучшил своё лирическое дарование. Поэма даёт развитие лирической темы в созвучии с общественными думами и чувствами автора, и это движение в том же направлении, в котором развивалась лирика Маяковского.

В последние три года жизни Есенина явно привлекает и так называемая философская лирика, которую точнее можно определить, как лирику житейских раздумий. В эту пору Есенин много размышляет над жизнью. Он критически оценивает прошлое, Учитывает опыт пережитого, задумается над будущим.

Поэт был прав, когда говорил о том, что его лирика жива одной большой любовью к Родине, к национальным истокам нашла выражение не только в содержании произведений, но и в характере поэтического мышления поэта, в художественной форме его произведения. Это прежде всего обнаруживается в глубокой внутренней связи его поэзии с народным устно-поэтическим творчеством.

Как и в народном творчестве, у Есенина почти нет пейзажных стихов, но в то же время и нет стихотворений, в которых бы так или иначе не ощущалась связь с миром природы. Поэт постоянно обращается к образцам природы в тех случаях, когда высказывает самые сокровенные мысли о себе, о своем месте жизни, о своем месте в прошлом, настоящем и будущим.

Нередко в его стихах природа настолько сливается с селовеком, что сама оказывается как бы отражением каких-то человеческих чувств, а человек в свою очередь, представляет как частица природы. У русской природы Есенин позаимствовали многие другие краски своей поэзии. Трудно назвать другого русского поэта, у которого краски сыграли бы такую же большую роль, как в творчестве Есенина. Часто мы встречаемся в поэзии Есенина с синим и голубым цветами. Это не просто индивидуальная привязанность поэта к таким краскам.

Сергей Есенин- один из величайших русских поэтов, развивающих замечательную и своеобразную традицию русского стиха- напевность. Лирика Есенина целиком пронизана песенной стихией. « Засосал меня песенный плен»,- писал о себе поэт, подчеркивая эту особенность своих произведений. « Степным пеньем» назвал поэт свое творчество.

В последние годы жизни поэта все теснее становились его связи с советской литературой. Есенин стремился ближе стать к советским читателям, жить единой жизнью с ними.

Когда в 1924 г. группа крупнейших советских писателей «попутчиков» обратились с письмом в центральный комитет партии, Есенин также подписал это письмо, в котором, в частности, говорилось: «Писатели советской России, мы убеждены, что наш писательский труд и нужен, и полезен ей».

Вместе с тем Есенина не переставали тревожить беспокойные, мучительные мысли. Рядом с произведениями, в которых Есенин, выражал стремление понять новую эпоху, найти в ней свое место, в его стихах последнего года жизни звучат и мотивы осуждения неправильно прожитой жизни. Расшатанное здоровье заставило Есенина лечь на излечение в больницу для нервнобольных.

Трагическим свидетельством тяжелого угнетенного состояния поэта является его поэма «Черный человек». Это разговор Есенина с мрачным пришельцем, который имеет страшную власть над поэтом. Он смеется над ним, издевается над его стихами - никому не нужной «дохлой мушкой», гнусавит, «над усопшим монах». Страх и тоска охватывают поэта, он не в силах оказать ему сопротивление. «Черный человек» двойник поэта, он живет в нем, и его нельзя уничтожить, не убив себя. Так наступало предвестие конца.

Пытаясь вырваться из этого мрачного состояния, Есенин решает резко переменить обстановку - он переезжает в Ленинград, забрав вещи и рукописи, но, будучи не в силах справиться с самим собой, кончает самоубийством 27 декабря 1925 г.

Трагическая смерть, безусловно, была связана с внутренним неуравновешенным состоянием поэта, которое было непосредственной причиной его гибели. Но когда уже не стало поэта - это мгновенная катастрофа.