Гуманистическая система воспитания в произведении Н.С. Лескова "Кадетский монастырь"

дипломная работа

в истории педагогики

§ 1. Воспитательная система в психолого-педагогическом контексте

С точки зрения педагогики, воспитание - это такое общественное отношение, в котором одни люди воздействуют на других в целях направленного формирования личности. / /. А система воспитания - это совокупность методов и приемов, посредством которых осуществляется процесс формирования личности. / /

Любая система воспитания рассматривается, прежде всего, с точки зрения педагогики и психологии, поскольку именно эти дисциплины имеют непосредственно отношение к процессу воспитания.

С точки зрения педагогики, система воспитания рассматривается как совокупность методов и приемов, применяемая в конкретной ситуации для достижения определенного результата. Но, вместе с тем, это категориальное понятие, связанное с понятиями формирования и развитие личности.

Формирование личности - это действие совокупности объективных и субъективных природных и общественных, внутренних и внешних, независимых и зависимых от воли и сознания людей факторов. Развитие личности - это процесс усвоения ребенком социального опыта.

Таким образом, система воспитания - это методика формирования и развития личности посредством практической реализации какой-либо идеи.

Идея - это то, что определяет подход к системе воспитания учеными и практиками.

В теории советской педагогике существовали метафизическая и диалектическая концепции воспитания.

Метафизическая концепция представлена разработками западных ученых в двух аспектах: биологическом и социальном.

Биологизаторы - в основе развития личности лежит наследственность и человек при рождении получает все формы психологической деятельности и только к определенному сроку они развиваются. Извне человек ничего не приобретает.

Социологизаторы главным фактором личностного развития считали среду.

По словам В.И. Ленина, эти концепции отрицают друг друга, но сходятся в своей классовой сущности: плохая наследственность предполагает плохую среду, хорошая наследственность - хорошую.

Диалектическая (Ленинская) концепция гласит о том, что развитие личности идет постепенно и скачкообразно (постепенно - от простого к сложному; скачкообразно - накопление количественных изменений, перерастающих в новое качество).

Субъективность теории гуманитарных наук в советском государстве очевидна, но тем не менее, расхождения с объективной наукой различаются лишь на эмоциональном уровне.

Аналитическая работа Л.С. Немова, Е.В. Руденского / /, Г.М. Андреевой / /, Л.А. Ситченко / / и многих других пзволила выделить три основных подхода к системе воспитания.

Психодинамическая.

Поскольку ребенок воспитывается главным образом в семье, то результаты этого воспитания зависят от того, что родители смогли привить ребенку до 5 лет, так как «психика стремится к повторениям» (З. Фрейд). Сторонниками этой концепции являются З.Фрейд, К.Г. Юнг, Р. Мюррей, К. Хорни.

Социодинамическая.

Главное влияние отдается обществу. Сторонники - Б.Ф. Скиннер, И. Шульц и др.

Гуманистическая.

В каждом человеке существует личностное зерно, содержащее нравственные ценности, которые разворачиваются в зависимости от конкретной ситуации (К. Роджерс. А. Маслоу).

Психологический аспект рассмотрения системы воспитания заключается в реализации межличностных отношений в процессе воспитания с учетом индивидуальных особенностей каждого.

Таким образом, педагогика описывает внешнюю сторону процесса воспитания, а психология - внутреннюю. Их совокупность дает возможность представить систему воспитания как объективный процесс целенаправленного характера.

Цель воспитания - сформировать определенные качества и черты, благодаря которым личность может полноценно функционировать в обществе. Однако, чтобы цель воспитания была достигнута, во-первых, она должна быть реальной, во-вторых, методика ее достижения должна соответствовать формулировке цели.

Например, целью воспитания в советской системе воспитания и обучения было «формирование всесторонне и гармонически развитой личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту, физическое совершенство и общественную активность», однако, система воспитания имела другую практическую направленность: «воспитание элементов системы» / /.

А. Орлов и Л. Радзиховский выделяют такие черты административной системы воспитания как антигуманность и лицемерие.

Антигуманность проявлялась в том, что обучение брало верх над воспитанием («Школа учит, дает знания. А раз человек обучен, это должно и воспитывать его») и «задавленности» школьного учителя.

Лицемерие проявлялась в «болезни слов». Теоретики педагики говорили одно, а в школьной практике происходило нечто иное. «Высшего воплощения это лицемерие достигало в перечне нормативных требований к личности советского ученика…

Таким образом, перед педагогами стояла проблема гуманизации педагогики посредством «обхождения» административных препон, выработке собственных форм и приемов воспитания учеников. Но ни один даже самый талантливый учитель не может полагаться только на собственный опыт. Педагоги обращались к научным источникам, художественной литературе, классикам педагогической и психологической мысли, называя свою методику то «авторской», то «сотруднической», то «гуманистической».

Делись добром ;)