logo
"Последний день приговоренного к смерти" В. Гюго в свете экзистенциальной философии

Глава V. Обретение сущности"

Итог жизни приговоренного неоднозначен и может быть двуполярным, поскольку повесть Гюго имеет открытый финал.

Два полюса, два исхода:

Героя казнят.

Героя оправдывают.

Прежде чем раскрыть эти предположения стоит ввести расширенное экзистенциальное понятие "свободы".

"Свобода" - ключ ко всему мировоззрению экзистенциализма, как в его теоретических построениях, так и в практических выводах. Свобода ставит человека вне закономерности и причинной зависимости, она выражает метафизический разрыв с необходимостью как в ее объективном материалистическом понимании, так и с логической необходимостью. Настоящее не находится в закономерной связи с прошлым, а будущее с настоящим. Свобода предполагает независимость по отношению к прошлому, отрицание его, разрыв с ним. "Свобода - это человеческое существо, выводящее свое прошлое из игры…" (Сартр). Человек может свободно примириться со своей зависимостью. При этом он будет столь же свободен, когда он не приемлет ее, побеждая свою несвободу. (2)

Таким образом, при всех исходах приговоренный останется несвободным. Он не обретет свою настоящую, "подлинную" сущность.

При первом исходе, если бы героя казнили, можно сказать, что его уход не имел бы никакого отношения к обретению внутренней свободы, так как приговоренный, как выяснилось выше, боится смерти и сам не видит в ней способа освобождения.

При втором исходе, если бы героя помиловали, внешняя свобода также бы ничего не говорила об обретении свободы внутренней. Выйдя бы из тюрьмы, герой не смог бы жить в этом мире. Научившись страдать в тюрьме, он бы продолжал страдать и дальше, находя во всей остальной жизни лишь одни противоречия и разочарования. Приговоренный рано или поздно покончил бы жизнь самоубийством, уже в этот раз, обретя настоящую, "подлинную" свободу. (см. Приложение ч.4)