logo
Декаданс как теоретическое явление и художественная практика в современной литературе

Введение

Изучая классический декаданс в теоретическом и практическом аспектах, мы начали убеждаться в чрезвычайной актуальности тем, мотивов, образов и идей классического декаданса в искусстве нынешней эпохи -- эпохи постмодернизма. Выявление и доказательство наличия традиционных черт культуры эпохи fin de siecle (фр. «конец века») в современной культурной жизни и определяет главным образом специфику данной дипломной работы. В силу небольшого для литературного процесса промежутка времени, прошедшего от возникновения и его кульминационного момента развития до сегодняшнего дня, это направление не успело ещё получить качественных и глубоких научных толкований, не стесняемых идеологическими, этическими, нравственными установками времени. А по поводу декаданса литературы XXI века сказано совсем немного (всё чаще термин «декаданс» используется сегодня философами для определения тенденции развития европейской цивилизации), в то время как для нас очевидной является связь современной творческой мысли с мыслью художников, заявивших о себе во второй половине XIX века и впервые определивших идейно-эстетические особенности такого культурного явления как декаданс. Актуальность и новизна нашего исследования связана с попыткой преодолеть стереотип понимания и объяснения культуры рубежа XIX--XX веков как «упадочной» с точки зрения морали и вкуса. Мы считаем важным изучение данного культурного феномена, без исследования которого невозможно произвести глубокий и всесторонний анализ явлений современной духовной жизни.

Объектом исследования нашей работы стали художественные (прозаические и поэтические) тексты современных отечественных и зарубежных авторов: поэзия Юрия Кузнецова, рок--исполнителя Глеба Самойлова, поэтическое и прозаическое творчество Амели Нотомб, публицистические, философские и художественные произведения Юрия Мамлеева. Предметом явилось -- обнаружение знаков традиционной декаданс--литературы в творчестве современных художников слова.

Цель дипломного проекта заключается в проявлении истоков и корней современной идеологии «заката Европы», а так же в интерпретации основных мотивов современной литературы как постдекадентских кодов.

Для достижения поставленной цели предлагается решение следующего ряда задач:

· избавить явление «декаданса» от категорических суждений и попытаться дать ему объективное определение, не ограничиваясь смыслами буквального перевода данного термина.

· обнаружить уникальные особенности рассматриваемого феномена как художественного направления, так и особого мировоззрения, ради подтверждения его вневременной и международной актуальности.

· проанализировать вероятные факты наличия черт обозначенного художественного явления в литературе нынешнего времени и их преобразования в контексте современной действительности.

· дать представление об уникальном декадансе каждого из исследуемых авторов.

· предпринять попытку выявить и объяснить национальные особенности проявления декаданс-настроений в России, путём анализа философии мысли и образа жизни отечественных авторов (2 и 3 главы).

Для решения научных задач были привлечены в качестве аналитического инструментария культурно--исторический, интертекстуальный и сравнительно-сопоставительный методы исследования. В работе также использованы элементы методики контекстуального анализа.

Практическая ценность работы состоит в том, что результаты исследования могут быть использованы в курсах истории современной русской и зарубежной литературы. Представляется возможным использование наблюдений и выводов работы в спецкурсах, посвященных изучению литературного процесса, например.

Структура работы. Диплом состоит из введения, пяти глав, заключения и библиографического списка, содержащего -- сорок четыре наименования. Общий объем дипломного проекта -- шестьдесят девять машинописных страниц. Что касается композиционного решения, то нам показалось целесообразным начать наше исследование с изучения поэтического и песенного творчества современного поэта и рок-исполнителя Г. Р. Самойлова, так как своеобразие его поэтики служит замечательным источником доказательств положительной продуктивности декаданса. Таким образом, вторая глава диплома решает первую поставленную задачу, вслед за попыткой её теоретического разрешения в первой главе. Затем на примере художественного и философского творчества Ю. П. Кузнецова, Ю. В. Мамлеева и А. Нотомб параллельно с раскрытием «жизнеутверждающей» сути исследуемого явления подтверждается его вневременной и международный характер, объясняется своеобразие двух современных декадансов -- русского и европейского.

Апробация работы. Основные положения дипломной работы докладывались на ежегодной научной студенческой конференции КубГУ (г. Краснодар) в 2012 году.