logo
Диалог с классикой в творчестве Б. Акунина

Введение

В современном российском обществе последние несколько десятков лет бытует мнение, что качественная, хорошая литература умерла. Закончилась эпоха громких имен, и, кажется, в наши дни не осталось уже таких известных мастеров слова как Шолохов, Довлатов, Бродский, Солженицын. Они навсегда вошли в историю литературы и еще при жизни стали классиками. Но кто сейчас занимает их места? Книжные полки переполнены современными бестселлерами с провокационными названиями и в ярких обложках. Но такое разнообразие не облегчает читателю выбор, а наоборот, делает его мучительно трудным. Найти хорошее литературное произведение бывает почти невозможно, а приобрести однодневный бульварный роман не составляет труда.

Но согласиться с распространенным «в наше время хорошего не пишут» тоже нельзя. Литература живет и развивается. Восприятие литературы как угасающего вида искусства характерно для периода времени на стыке веков. В 1892 году Дмитрий Мережковский пишет статью « О причинах упадка и новых течениях в литературе», которая считается манифестом символизма и модернистского обновления искусства. Д. Мережковский противопоставляет новое искусство старому и говорит о важности нового течения, символизма, в искусстве. Через тридцать лет Е.Замятин в статье «Я боюсь». Статья была расценена цензурой как глубоко пессимистическая по отношению к будущему литературы и крайне опасная. Замятина тревожил низкий профессиональный уровень современной ему литературы, его угнетало то, что талантливые писатели оказались в тяжелейшем материальном положении. Вывод писателя был тревожным: «Я боюсь, что настоящей литературы у нас не будет, пока не перестанут смотреть на демос российский, как на ребенка, невинность которого надо оберегать. Я боюсь, что настоящей литературы у нас не будет, пока мы не излечимся от какого-то нового католицизма, который не меньше старого опасается всякого еретического слова. А если неизлечима болезнь -- я боюсь, что у русской литературы одно только будущее: ее прошлое». А между тем, это время, которое войдет в историю под названием Серебряный век русской литературы, второй расцвет литературного искусства со времен Пушкина.

И Мережковский, и Замятин жили в переходное время. На смену XIX веку пришел век XX. Это тот период времени, когда на место одних направлений приходят другие, когда прошлое ценится больше, чем настоящее и в этот промежуток времени никогда не создаются эпопеи. Наше время - это переход в кубе. Произошло не только столкновение веков, но и столкновение тысячелетий.

Ярким примером, опровергающим утверждение об угасании литературы, является творчество современного русского писателя Бориса Акунина. Несмотря на то что творчество Акунина занимает место в поле беллетристики, его развлекательные литературные проекты демонстрируют, что художественное произведение может совмещать занимательность сюжета и глубину содержания, стилизацию и актуальностью идеи, соблюдение правил игры постмодернизма и индивидуальные авторские приемы. Именно Борис Акунин одним из первых доказал, что популярный, растиражированный автор - не обязательно плохой писатель. Его творчество не только привлекает внимание широкого круга читателей, но и вызывает интерес у критиков и литературоведов.

Цель данной работы - изучение межлитературных связей проекта Б.Акунина «Приключения Эраста Фандорина» и классических текстов русской и зарубежной литературы.

Задачи работы:

1) изучить временные рамки, ключевые имена и характерные особенности эпохи постмодернизма;

2) определить место Б.Акунина в современном литературном процессе;

3) найти аллюзии и цитаты в литературном проекте «Приключения Эраста Фандорина, охарактеризовать их функции в отдельных романах и значение интертекстуальности для творчества Б.Акунина в целом.

Объектом исследования является литературный проект «Приключения ЭрастаиФандорина».

Предмет исследования - аллюзии и цитаты в произведениях Акунина.

постмодернизм литература проект акунин фандорин

1. Особенности русской литературы в эпоху постмодернизма

Современная литература - понятие очень относительное, скользящее. Как правило, современной литературой называется все то, что было написано с конца 50-х годов прошлого века и до наших времен. Исследователи характеризуют столь длительный период времени, потому что многое из написанного с 50-х годов по 80-е стало доступно читателю только после перестройки, то есть сравнительно недавно. До 90-х годов советская цензура запрещала пускать многие их этих произведений в печать. «Понятие современной литературы охватывает довольно большой промежуток времени: с конца 1950-х годов, когда начали обнаруживать себя основные тенденции, определившие развитие русской литературы на последующие три десятилетия, и вплоть до нашего времени» (Богданова 2004: 3).

Современная литература отличается неоднородностью писательского состава. Исследователи выделяют четыре поколения современных писателей, классифицируя их по времени вхождения в литературу:

1) Поколение 60-х: А.Вознесенский, В.Аксенов, В.Войнович, А.Солженицын, Ф.Искандер, Б.Окуджава, Е.Евтушенко, В.Астафьев, А.Синявский и др. Сегодня эти авторы - признанные классики современной литературы.

2) Поколение 70-х: С.Довлатов, И.Бродский, В.Ерофеев, А.Битов, В.Маканин, Л.Петрушевская, В.Токарева, С.Соколов, Д.Пригов и др. Печать большой части произведений, написанных в это время, была запрещена. Писатели активно развивали собственные способы публикации и тиражирования книг.

3) Поколение 80-х: В.Пелевин, Т.Толстая, Л.Улицкая, В.Сорокин, А.Слаповский, В. Тучков, О.Славникова, М.Палей и др. Писатели работали в условиях творческой свободы и бесцензурного пространства «перестройки».

4) Поколение 90-х: А.Уткин, А.Гостева, П.Крусанов, И.Стогоff, Е.Мулярова, А.Геласинов, Е.Садур, Е.Долгопят, Е.Родов, Б.Ширянов и др. Писатели не скованы запретами ни внутренне, ни внешне. Для этого поколения характерен эксперимент в творчестве (Черняк 2008: 9).

Огромное влияние на современных писателей оказало творчество авторов первой половины ХХ века. «Раскрыв цензурное досье и сокровенные писательские архивы, отечественная литература ощутила себя предельно обогащенной за счет «запрещенной», «потаенной» и иной отринутой литературы» (Тимина 2002: 239). Среди таких знаковых произведений исследователи отмечают романы А.Платонова «Котлован» и «Чевенгур», антиутопию Е.Замятина «Мы», повесть Б.Пильняка «Красное дерево», романы О.Форш «Сумасшедший корабль», М.Булгакова «Мастер и Маргарита», Б. Пастернака «Доктор Живаго», А.Ахматовой «Реквием» и «Поэма без героя» и другие. «Современные исследователи говорят о латентном, скрытом периоде русского постмодернизма, подцензурном творчестве «ранних постмодернистов» или «предпостмодернистов» С.Соколова, Вен.Ерофеева, В.Некрасова. Для них литературное творчество было не государственным служением, не способом добывания хлеба насущного, а личным делом, воплощением свободы» (Современная русская литература конца ХХ - начала ХХI в. 2011: 59).

Другое условное разделение литературных эпох: с 50-х годов по 80-е, и с 80-х до текущего времени (Богданова 2004).

50-е годы считаются переломными для советской литературы. Ряд судьбоносных событий (смерть И.Сталина, избрание нового секретариата ЦК КПСС во главе с Н.Хрущевым, смертный приговор Л.Берии) приводит к ослаблению давления на писателей со стороны государственного аппарата. В этот период оттепели начинают закладываться первые культурные и литературные традиции, отражение которых мы находим в современных литературных произведениях. Однако в это время пересмотр основ предшествующей (классической, модернистической, соцреалистической) культурной традиции еще не был последовательным, он носил скорее фрагментарный характер.

Настоящий переворот происходит в 80-е годы, во времена «горбачевской перестройки». Этот период времени формирует принципиально новое направление в искусстве, получившее название постмодернизм. «Литературная энциклопедия терминов и понятий» дает следующее определение данному понятию: «Постмодернизм - многозначный и динамически подвижный в зависимости от исторического и национального контекста комплекс философских, эпистемологических, научно-теоретических и эмоционально-эстетических представлений» (Литературная энциклопедия терминов и понятий 2001: 764). И.С.Скоропанова предлагает охарактеризовать данное понятие как «совокупность появившихся в разных странах мира произведений, мировоззренческо-методологический фундамент которых составляют идеи и концепции постфилософии (либо эквивалентные им представления), эстетика базируется на принципе текстуальности и обосновывает плюрализм мировоззренческих моделей, культурных языков, стилей и созданных посредством деконструкции культурного интертекста и моделирования гиперреальности, что формирует важнейшие аспекты поэтики» (Скоропанова 2001: 13).

В настоящее время существует два конкурирующих термина «постмодернизм» и «постмодерн». Среди исследователей нет единого мнения по поводу их употребления. М.Липовецкий использует исключительно термин «постмодернизм» (Липовецкий 1997). М.Эпштейн разделяет приведенные понятия, утверждая, что постмодерн - это первая стадия постмодернизма (Эпштейн 2000) В. Курицын использует термины как «абсолютные и простые синонимы» (Курицын 2000: 9).

«Философско-теоретическую основу постмодернизма заложил постструктурализм в лице его виднейших представителей: Ж.Деррида, М.Фуко, Ж.Делеза, Ф.Гваттари, Ю.Кристилевой, Р.Барта, Поля де Мана, У.Эко и др.» (Скоропанова 2001: 13). Как любое художественное направление постмодернизм возник в противовес существующим культурным и литературным традициям. Зародившись в конце 60-70-х годов во Франции и США, он отразил назревающее недоверие к авторитетам и догмам модернизма, начав переоценку ценностей западной культуры. Постмодернизм был своего рода реакцией на установившийся общественный порядок и установившееся общественное сознание, был бунтом и протестом против существующего порядка вещей.

Нет единой точки зрения на основоположника российских постмодернистических традиций в литературе. «Пальма первенства» передается то В.Набокову с его «Лолитой» и «Даром», то М.Булгакову с «Мастером и Маргаритой», то повествованию А.Терца «Прогулки с Пушкиным», то А.Битову с «Пушкинским домом», то Вен.Ерофееву с его поэмой «Москва-Петушки» (Богданова 2004: 33). А.Генис иллюстрирует отличие западного постмодернизма от российского с помощью следующих формул:

- Западный постмодернизм = авангард+массовая культура

- Российский постмодернизм = авангард+соцреализм (Генис 1999).

Своеобразие постмодернизма заключается в том, что, с одной стороны, он объединил в себе многие из предшествующих культурных течений, перенял их особенности, а с другой, зародил в литературе новые тенденции, идеи, жанры.

В постмодернизме обнаруживаются признаки всех без исключения эстетических систем. «Так, например, с художественным мышлением эпохи эллинизма постмодернизм роднит избыточность, неидеологичность, заимствования, а также соединение восточных и западных традиций» (Мережинская 2004: 14). Обнаруживаются некоторые сходства постмодернизма с барокко. «Так, барочное видение мира как метаморфозы, подчеркивание «безличной стихийности», ожесточенной динамики жизни, пародоксальности в восприятии действительности модифицируются в постмодернистской картине мира, акцентирующей хаотичность, непознаваемость, перетекание смыслов» (Мережинская 2004: 14). В измененном виде представлен в постмодернизме художественный мир романтизма (акцентированы ирония и игра), а также реализма, модернизма и неосентиментализма.

Постмодернизм - течение, которое постоянно эволюционирует, развивается. «В силу тяготения постмодернизма к многополярности, фрагментации, калейдоскопичности его иногда характеризуют как необарокко» (Скоропанова 2001: 55). Другие исследователи (Липовецкий 1997) говорят о том, что разновидностями постмодернизма являются необарокко и концептуализм.

Концептуализм близок к поэтике обериутов. «Необарокко как разновидность постмодернизма вбирает в себя открытия «другой прозы», метафорического стиля, шоковую поэтику натурализма <…> Наконец, одной из черт произведений необарокко является эстетика хаотичности, создание мира хаоса как соединения разнородных кусков в один текст, интерес к лабиринтам, тупикам, узлам» (Современная русская литература конца ХХ - начала ХХI в. 2011: 61).

Среди изменений, произошедших в современной литературе, исследователи выделяют следующие:

1) Прежде всего, изменилась роль писателя, его функции. «Сам художник больше не богоподобная личность, транслирующая в мир какие-то свои ценности, а скорее, частное лицо» (Курицын 2000: 38). Писатель больше не наставляет и не учит, не ставит читателя перед нравственным выбором. Он занимает, как правило, позицию стороннего наблюдателя.

2) Из первого пункта логически вытекает и другое изменение. Так как автор не ставит перед собой задачу привить читателю некие ценности, меняются его герои. Они перестают быть образцом поведения. «Вместе с полученной свободой литература добровольно сложила с себя полномочия выступать в качестве воспитателя человеческих душ, а места положительных героев-маяков заняли бомжи, алкоголики, убийцы и представители древнейших профессий» (Современная русская литература конца ХХ - начала ХХI в. 2011: 4).

3) Смещаются рамки нормативного, дозволенного. Все что раньше было недопустимым, становится притягательным. Авторы вводят в свои тексты телесность и эротизм, проявляют повышенный интерес к физическим уродствам, эротическому вожделению, в том числе и нетрадиционному, изнанке семейной жизни, нищете, алкоголизму, смерти, к «теневой» стороне жизни, ко всему тому, что ранее оставалось за рамками литературного пространства. «Пристальный интерес к безобразному выливается в его постепенное «приручение» посредством эстетизации, ведущей к размыванию его отличительных признаков» (Богданова 2004: 4).

4) Интертекстуальность и игра. «Постмодернизм - опыт непрерывного знакового обмена, взаимопровокаций и перекодировок. Этим вполне объясняется пресловутая постмодернистская центонность и интертекстуальность: постоянный обмен смыслами стирает различия между «своим» и «чужим» словом, введенный в ситуацию обмена знак становится потенциальной принадлежностью любого участника обмена» (Курицын 2000: 37). С помощью интертекстуальности происходит освоение жизни и истории, завязывается диалог с русской и зарубежной классикой.

5) Меняется роль читателя. Она перестает быть пассивной. Современные художественные тексты с их тенденцией к языковой игре и интертекстуальности требуют от читателя интеллектуальных усилий. «Соучастие читателя в овладении текстом состоит в этих случаях не в разгадывании постмодернистских кроссвордов, а в акте сотворчества. Известно, что подобный процесс приводит читателя в глубину текста, способствует формированию так называемой языковой личности» (Современная русская литература конца ХХ - начала ХХI в. 2011: 15).

Среди других особенностей современной литературы можно отметить замену возвышенного комическим, в трагического - парадоксальным, утрату утопизма и литературоцентризма, подрыв формальной организации, превалирующую в постмодернистской поэтике иллюзию хаоса, спонтанную, а иногда кажется, что и бессмысленную игру дискурсов, символов, языков и обломков былых символических порядков, недоверие к новым эстетическим и языковым дискурсам, жанровую пестроту и размытость границ, структурную спонтанность и бесформенность (Богданова 2004; Липовецкий 2008; Скоропанова 2001). «Всеобщий смех становится средством десакрализации власти и довершает духовное освобождение народа, принося в то же время и горечь потери мировоззрения» (Глинтерщик 2000: 20). Преобладающие настроения современной литературы - злость, горечь, печаль, чувство напрасно прожитой жизни.

Нахлынувшая в 90-е годы свобода, становление ранее запрещенной литературы, многоуровневость поликультурного пространства доступной привели к резко обозначившейся в литературе дифференциации «высокого», элитарного и «низкого», массового. Промежуточное положение заняла беллетристика.