Введение
«Повести о княжеских преступлениях» - это ряд произведений, объединенных одной тематикой. Все они относятся к памятникам древнерусской литературы, например, «Сказание о Борисе и Глебе»(1), «Повесть об ослеплении князя Василька Теребовльского»(2) (находится в составе «Повести временных лет»), (более поздняя «Повесть о убиении Андрея Боголюбского»(3)) и описывают реальные исторические события, содержат в себе элементы драмы и лирики, повествовательного рассказа, чем обусловлено наличие сюжетов, реализующих эмоциональное воздействие на читателя. Древнегреческая трагедия с ее неотъемлемой частью - катарсисом, в русской агиографической (житийной) и исторической литературе использует фактически те же средства эмоционального «очищения» человеческой души - наличие конфликта, создающего напряженную (драматическую) ситуацию, и показ внутреннего состояния героев через монологи, реплики, диалоги. В отличие от языческой Греции русский человек - это человек Православный, не мыслящий своего бытия без Бога, поэтому никакие чувства сами по себе не сделают его лучше, добрее, не будут способствовать обоґжению, к чему, в конечном счете, сводится все Православное христианское мировоззрение, и на что, соответственно, направлена древняя славянская книжность. Все примеры христианского подвига святых, нравственной высоты и чистоты способствуют через сопереживание, сочувствие читателю стремиться к собственному нравственному совершенствованию, познавать Бога и Его святую волю.
- Введение
- Глава 1. Повести о княжеских преступлениях
- 1.1 Образ князя
- 1.2 Отрицательный герой
- 1.3 Методы и принципы построения
- 2. Средства эмоционального воздействия на читателя (драматизм и психологизм)
- 2.1 Понятия и общие характеристики
- 2.2 Сказание о Борисе и Глебе
- 2.3 Повесть об ослеплении Василька Теребовльского
- 2.4 Повесть об убиении Андрея Боголюбского
- Заключение