1.1 Из истории портрета
С того самого момента, как литература становится самостоятельным видом искусства, авторы начинают проявлять интерес к способам и приемам изображения человека в художественном произведении, в ряду которых портрет занимает, пожалуй, первое место. Однако в процессе развития литературы отношение к портрету менялось.
Историю развития портрета часто называют «завоеванием индивидуальности» (Галанов Б. Искусство портрета, с. 87), и если народная эпическая поэзия еще не выделяла человека из общей массы, наделяя героев одинаковым «набором» черт, то примерно с эпохи Возрождения индивидуальный портрет набирает силу, достигая своего расцвета в творчестве писателей - реалистов. Только в их произведения портрет вбирает всю полноту духовной жизни человека, в нем, как в зеркале, отражается не только внешность героя, но и его внутренний мир, «жест, улыбка, поворот головы… оказывается непосредственным отражением внутреннего, «сигналом»… от внешнего к внутреннему» (Галанов Б. Искусство портрета, с. 15). А это и есть главная особенность литературного портрета.
- Введение
- Глава 1. Портрет в художественном произведении
- 1.1 Из истории портрета
- 1.2 Портрет в творчестве Толстого
- Глава 2. Женский портрет в романе Л.Н.Толстого «Война и мир» (на примере образа Элен)
- 2.1 Образ Элен в романе
- 2.2 Особенности портретных зарисовок Элен
- 2.3 Подчеркивание «примет»
- 2.3.1 Красота
- 2.3.2 Спокойствие
- 2.3.3 «Оголенность»
- 2.3.4 Улыбка
- 2.4 Детали портрета
- 2.4.1 Лицо
- 2.4.2 Глаза
- 2.4.3 Другие портретные детали
- Заключение