logo
Значение критики Шевырева для русской журналистики ХІХ века

1. Состояние русской критики 19 века, ее направления, роль для русской литературы, основные критики; издаваемые журналы, состояние русской журналистики

Впервые в русской литературе слово «критик» употребил Антиох Кантемир в 1739 г. в сатире «О воспитании». Ещё на французском -- critique. В русском написании оно войдет в частое употребление в середине 19 в.

В 19 веке историко-критический процесс происходит преимущественно в соответствующих разделах литературных журналов и других периодических изданий, поэтому тесно связан с журналистикой этого периода. В первой половине века в критике преобладали такие жанры, как реплика, отклик, заметка, позже основными стали проблемная статья и обзор. Представляют большой интерес рецензии А.С. Пушкина -- это краткие, написанные изящно и литературно, полемичные произведения, свидетельствовавшие о стремительном развитии русской литературы. Во второй половине преобладает жанр критической статьи или цикла статей, приближающегося к критической монографии.

Белинский и Добролюбов, наряду с «годовыми обозрениями» и крупными проблемными статьями, также писали рецензии. В «Отечественных записках» Белинский в течение нескольких лет вел рубрику «Русский театр в Петербурге», где регулярно давал отчеты о новых спектаклях.

Разделы критики первой половины XIX века складываются на базе литературных направлений (классицизм, сентиментализм, романтизм). В критике второй половины века литературные характеристики дополняются социально-политическими. В особый раздел можно выделить писательскую критику, которая отличается большим вниманием к проблемам художественного мастерства.

На рубеже XIX--XX веков активно развиваются промышленность и культура. По сравнению с серединой XIX века значительно ослабляется цензура, вырастает уровень грамотности. Благодаря этому, выпускается множество журналов, газет, новых книг, увеличиваются их тиражи. Литературная критика также испытывает расцвет. Среди критиков большое количество писателей и поэтов -- Анненский, Мережковский, Чуковский. Вместе с появлением немого кино рождается кинокритика. До революции 1917 г. выпускалось несколько журналов с рецензиями на фильмы.

Основными литературными критиками в 19 веке в России были:

Белинский Виссарион Григорьевич (1811--1848) - русский мыслитель, писатель, литературный критик, публицист, философ-западник.

Первая критическая статья Белинского, помещённая в нескольких номерах издававшейся при «Телескопе» «Молвы», под названием: «Литературные мечтания. Элегия в прозе», представляет горячо и блестяще написанный обзор исторического развития русской литературы. Установив понятие литературы, в идеальном смысле и сличая с ним положение нашей литературы от Кантемира до новейшего времени, Белинский высказывает убеждение, что «у нас нет литературы» в том широком, возвышенном смысле, как он её понимает, а есть лишь небольшое число писателей. Он с уверенностью высказывает этот отрицательный вывод, но именно в нём и находит залог богатого будущего развития: этот вывод важен и дорог, как первое сознание истинного значения литературы; с него и должны были начаться её деятельное развитие и успехи. «У нас нет литературы, -- говорит Белинский. -- я повторяю это с восторгом, с наслаждением, ибо в сей истине вижу залог наших будущих успехов… Присмотритесь хорошенько к ходу нашего общества, -- и вы согласитесь, что я прав. Посмотрите, как новое поколение, разочаровавшись в гениальности и бессмертии наших литературных произведений, вместо того, чтобы выдавать в свет недозрелые творения, с жадностью предаётся изучению наук и черпает живую воду просвещения в самом источнике. Век ребячества проходит, видимо, -- и дай Бог, чтобы он прошёл скорее. Но ещё более дай Бог, чтобы поскорее все разуверились в нашем литературном богатстве. Благородная нищета лучше мечтательного богатства! Придёт время, -- просвещение разольётся в России широким потоком, умственная физиономия народа выяснится, -- и тогда наши художники и писатели будут на все свои произведения налагать печать русского духа. Но теперь нам нужно ученье! ученье! ученье!…»

Значение Белинского и его влияние в русской литературе было громадно и чувствуется до сих пор. Он не только указал тот путь, по которому должна идти литература, чтобы стать общественной силой, но явился учителем и руководителем молодого поколения писателей, -- плеяды 40-х годов, все представители которой, прежде всего и больше всего обязаны идейной стороной своих произведений именно Белинскому. С восторгом приветствуя всякое вновь появляющееся дарование, Белинский почти всегда безошибочно угадывал будущий путь развития и своей искренней, увлекательной и страстной проповедью неотразимо влиял на направление молодых деятелей литературы. Выработанные им теоретические положения сделались общим достоянием и в большинстве сохраняют свою силу до настоящего времени; а благородное и неустанное искание истины и высокий взгляд на просветительное и освободительное значение литературы останется навсегда дорогим заветом для новых литературных поколений.

Павел Анненков (1813--1887) -- русский литературный критик, историк литературы и мемуарист.

Анненков вошёл в историю как основатель пушкинистики, автор первого критически подготовленного собрания сочинений Пушкина (1855--1857) и первой обширной биографии Пушкина -- «Материалов для биографии Пушкина» (1855), позже, собрав новые материалы и получив возможность в более либеральных цензурных условиях опубликовать многие старые, издал книгу «Пушкин в александровскую эпоху» (1874). Анненков работал с рукописями Пушкина, опрашивал современников поэта, проводил систематическое обследование современной поэту прессы. Современники высоко оценили труд Анненкова.

Чернышевский Николай Гаврилович (1828--1889) -- русский философ-утопист, революционер-демократ, учёный, литературный критик, публицист и писатель.

Являлся последователем русской революционно-демократической мысли и прогрессивной западноевропейской философии (французских материалистов XVIII в., социал-утопистов Фурье и Фейербаха). В университетские годы переживал недолгое увлечение гегельянством, впоследствии подвергал критике идеалистические воззрения, христианскую, буржуазную и либеральную мораль как «рабскую».

По Чернышевскому главными факторами, формирующими нравственное сознание, являются «естественные потребности», а также «общественные привычки и обстоятельства». Удовлетворение потребностей с его точки зрения устранит препятствия расцвету личности и причины нравственных патологий, для этого нужно изменить сами условия жизни через революцию. Материализм служил теоретическим обоснованием политической программы революционер-демократов, они критиковали реформаторские надежды на «просвещенного монарха» и «честного политика».

Его этика основывается на концепции "разумного эгоизма" и антропологическом принципе. Человек как био-социальное существо принадлежит к миру природы, детерминирующем его «сущность», и состоит в общественных отношениях с другими людьми, в которых он реализует изначальное стремление своей «натуры» к удовольствию. Философ утверждает, что индивидуум «поступает так, как приятней ему поступать, руководится расчетом, велящим отказываться от меньшей выгоды и меньшего удовольствия для получения большей выгоды, большего удовольствия», только тогда он достигает пользы. Личный интерес развитого человека побуждает его на акт благородного самопожертвования, дабы приблизить торжество выбранного идеала. Отрицая существование свободы воли, Чернышевский признает действие закона причинности: «То явление, которое мы называем волею, является звеном в ряду явлений и фактов, соединенных причинной связью».

Благодаря свободе выбора же человек двигается по тому или иному пути социального развития, а просвещение людей должно служить тому, что они научатся выбирать новые и прогрессивные пути, то есть становиться «новыми людьми», идеалы которых -- служение народу, революционный гуманизм, исторический оптимизм.

Николай Михайловский (1842--1904) - русский публицист, социолог, литературный критик; теоретик народничества.

В литературной критике считается продолжателем Н.Г. Чернышевского и Н.А. Добролюбова. В литературно-критических работах анализировал творчество Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского, Г.И. Успенского, В.М. Гаршина, Максима Горького и других писателей. Значительный общественный резонанс получили статьи «Десница и шуйца Льва Толстого» и «Жестокий талант» (о Ф.М. Достоевском).

Пользовался псевдонимами Гроньяр, Посторонний, Профан и другими.

Ну и конечно же Степан Петрович Шевырёв (1806, Саратов, Российская империя -- 1864, Париж, Франция) - замечательный русский литературный критик, историк литературы, поэт; академик Петербургской Академии наук.

Получил домашнее образование, затем окончил с золотой медалью Благородный пансион (1818--1822). Служил в Московском архиве коллегии министерства иностранных дел. Входил в «литературно-философский кружок любомудров», в котором участвовали А.И. Кошелёв, Д.В. Веневитинов, И.В. Киреевский. Участвовал в организации и издании литературного журнала «любомудров» «Московский вестник» (1827--1830). Вместе с В.П. Титовым и Н.А. Мельгуновым перевёл книгу «Об искусстве и художниках» Л. Тика и В.Г. Вакенродера. К этому времени им была написана большая часть его стихотворений.

Был учителем сына Зинаиды Волконской. Вместе с ним жил за границей в 1829--1832 годах, изучая историю искусства и архитектуры в Швейцарии и Италии. По возвращении защитил диссертацию «Дант и его век» (1833). В должности адъюнкта читал курс по истории всеобщей словесности в Московском университете с января 1834 года. Получив степень доктора философии за сочинение «Теория поэзии в историческом ее развитии у древних и новых народов» (1836), стал профессором Московского университета (с 1837).

В 1835--1837 годах был ведущим критиком журнала «Московский наблюдатель», где поместил нашумевшую тогда полемическую статью «Словесность и торговля», направленную против «торгового направления» в литературе (Булгарин, Греч, Сенковский). Совместно с М.П. Погодиным издавал и редактировал журнал «Москвитянин» (1841--1856).

Более двух лет (1838--40) Шевырёв был за границей, посещая лекции археологического института в Риме, слушал лекции в Берлине, Мюнхене, Париже, Лондоне, работал в библиотеках, встречался с западноевропейскими учеными. Он был удостоен степени доктора философии Парижским университетом, избран членом художественного общества в Афинах, филологического общества в Аграме (ныне Загреб, Хорватия). По возвращении снова приступил к работе в университете, вскоре стал старшим профессором русской словесности и был утвержден деканом философского факультета.

Летом 1847 года совершил поездку в Кирилло-Белозерский монастырь, о чём написал книгу «Поездка в Кирилло-Белозерский монастырь. Вакационные дни профессора С. Шевырева в 1847 году», где он указал на найденные им нескольких неизвестных памятниках литературы.

С.П. Шевырёв был особенно близок с Н.В. Гоголем, которому оказывал много услуг: читал корректуру его сочинений, налаживал связи с книгопродавцами, ведал его финансовыми делами. После смерти Гоголя Шевырёв принимал деятельное участие в разборе его бумаг и хлопотал о посмертном издании его сочинений. И Гоголь ценил Шевырева; он писал Смирновой: «Если вы будете когда в Москве, не позабудьте познакомиться с Шевыревым. Человек этот стоит на точке разумения высшей, чем другие в Москве, и в нем зреет много добра для России».

В 1857 году на заседании совета Московского художественного общества граф Бобринский энергично обрушился на некоторые русские порядки. Шевырев увидел в этом стремление опозорить Россию, стал горячо заступаться за все русское. Во время возникшей потасовки Шевырёв сломал графу ребро, был уволен со службы и в 1860 году, усиленно поработав в синодальной и Волоколамской библиотеках и закончив издание 3-й и 4-й частей своей истории словесности, навсегда покинул Россию.

В начале 19 века с приходом к власти Александра I во многих сферах жизни, в том числе и журналистике, появляются признаки либерализации: разрешен ввоз из-за границы периодических изданий (указ 1801 года), освобождены из тюрем многие вольнодумцы, уничтожена Тайная экспедиция. Но в 1804 году послабления заканчиваются, вводится предварительная цензура (формально уничтоженная в 1802 году) и принимается Цензурный устав, ограничивающий право обсуждать в прессе общественно-политические темы. В 1818 году запрещается упоминание о крепостном праве. Важной характеристикой публицистики начала 19 века является тот факт, что журналистика -- всё ещё хобби дворянской интеллигенции, а не профессия.

В 1826 и 1828 году выходят новые Цензорские уставы, которые ещё больше усиливали контроль за прессой. Цензор мог единолично счесть произведение опасным или вредным и, боясь потерять свою должность и навлечь на себя гнев управления, запрещал к печати даже безобидные сочинения. Выпуск новых газет требовал личного разрешения императора.

В Первой половине 19 века в России издаются:

ь «Вестник Европы» (1802--1830 гг.) под редакторством Карамзина. Кстати, Карамзин был приглашенным редактором и получал за свой труд 3000 р. в год, что было первым в российской истории случаем оплаты редакторской деятельности.

ь «Сын Отечества» (1812--1832 гг.) под редакторством Греча. Журнал издавался с целью повышения патриотизма во время Отечественной войны 1812 г. В журнале впервые появились иллюстрации -- политические каррикатуры, высмеивающие Наполеона. В газете была опубликована первая статья А.С. Пушкина в качестве журналиста.

ь «Полярная Звезда» (1823--1825 гг.), выпускавшийся Рылеевым и Бестужевым. Альманах был своего рода оплотом декабристской публицистики.

ь «Московский телеграф» (1825-) под редакторством Полевого. Кстати, именно Полевой ввел в русский язык слово «журналистика» и попытался изложить историю русской журналистики.

ь «Северная пчела» (1825--1864 гг.) -- консервативное издание, поддерживающее политику Николая I. Газета ориентировалась на вкусы читателя и стремилась стать коммерчески обоснованым изданием. Содержала информацию о моде, сенсациях и частные объявления. Была законодательницей мод в верстке газет.

ь «Современник» (1836) под редакторством Пушкина.

ь «Московский наблюдатель» -- историко-литературный журнал, издавался в Москве с 1835 по 1839 годы. Выходил 2 раза в месяц. Первым редактором журнала был В.П. Андросов -- учёный статистик и политэконом. Ведущим литературным критиком журнала был С.П. Шевырёв.

После поражения России в Крымской войне и последовавшего усиления революционного движения в стране многие представители господствующего класса начинают высказывать идеи об отмене крепостного права путём реформ сверху. Но среди помещиков существовала большая прослойка консерваторов, которые хотели сохранить старые отношения в неизменном виде. Это противостояние в стране во многом формировали журналистику этого периода. Каждое из этих направлений имело свои печатные органы: журналы и газеты.

В 1865 году был издан российский закон о печати. Он отменял предварительную цензуру для столичных (Санкт-Петербург, Москва) журналов и газет, книг объёмом более 10 печатных листов. Это новшество не распространялось на сатирические издания с карикатурами и всю провинциальную печать. Установилась ответственность печати перед судом. Однако административные преследования были удобнее для правительства и поэтому были более распространены.

Окончательно сложился тип общественно-политического и литературного ежемесячника с развитым отделом публикации, рассчитанного на мыслящих людей, интеллигенцию. Поэтому история подобных журналов тесно связана с историей общественной мысли. Определенная часть публицистов журналов и газет все чаще начинает обращаться к вопросам религиозно-нравственного порядка. Увеличилась коллегиальность в руководстве журналами, хотя персональная роль лидеров в журналистике сохраняется.

Одновременно растет газетное дело, увеличивается число ежедневных изданий разного типа, обеспечивающих потребность в информации растущей аудитории.

Во второй половине XIX века появляются дешевые издания для простонародья. Массовая аудитория вызвала к жизни различные еженедельники, а также развлекательные и коммерческие издания, которые стали появляться благодаря развитию капитализма после реформ шестидесятых годов.

Продолжается количественный рост прессы, появляются новые типы периодической печати. Наблюдается рост провинциальной частнособственнической газетной печати, дальнейшее увеличение числа различных еженедельников, в том числе иллюстрированных.

Среди «толстых» русских журналов появляются журналы по интересам. Получают развития и духовно-религиозные и деловые издания. Газеты обзаводятся приложениями, практикуются вторые (дневные) выпуски газет. Растет тираж. В 1864 появляется первое информационное агентство.