logo
А.П. Чехов и читатель XXI века

1.1 А.П. Чехов «Степь»

«Степь», которую с полным правом можно назвать чудесной поэмой - гимн радости жизни, величия.

Перед читателем предстал Чехов - поэт счастья. И это несмотря на то, что вся « Степь» проникнута чувством: жизнь и прекрасна и страшна.

Великолепен чеховский степной пейзаж, создающий светлый колорит, могучую, свободную широту всего произведения.

Можно сказать, что Чехов поэтически открыл степь, явился первым художником, раскрывшим под кажущимся однообразием степного пейзажа целый мир красок и звуков. Собственные детские впечатления от поездок по донецкой степи помогли ему передать чистоту и свежесть детского восприятия мира, соединенную с мудрым взглядом художника.

Все наполнено в «Степи» молодостью, захватывающей новизной всех восприятий и чувств.

Мы вдыхаем страстный аромат степных трав и цветов, чувствуем всем существом, как великолепна и широка жизнь!

Степь начинает нам казаться живым, прекрасным существом, томящемся о счастье, мы как будто слышим, как она дышит, как вздымается ее грудь. И незаметно этот живой образ начинает сливаться с образом самой родины, тоскующей о счастье.

«Едешь час-другой… Попадается на пути молчаливый старик или каменная баба, поставленная бог знает кем и когда, бесшумно пролетит над землей ночная птица, и мало-помалу на память приходят степные легенды, рассказы встречных, сказки няньки - степнячки и все то, что сам успел увидеть и постичь душою. И тогда в трескотне насекомых, в подозрительных фигурах и курганах, в голубом небе, в лунном свете, в полете ночной птицы - во всем, что видишь и слышишь, начинают чудиться торжество красоты, молодость, расцвет сил и страстная жажда жизни; душа дает отклик прекрасной, суровой родине, и хочется лететь над степью вместе с ночной птицей. И в торжестве красоты, в излишке счастья чувствуешь напряжение и тоску, как будто степь сознает, что… богатство ее и вдохновение гибнут даром…»

Неудержимое стремление могучей страны к жизни, достойной ее богатства и вдохновения, к расцвету всех творческих сил пронизывает чеховский образ степи.

«Что-то необыкновенно широкое, размашистое и богатырское тянулось по степи вместо дороги…. Своим простором она возбудила в Егорушке недоумение и навела на сказочные мысли. Кто по ней ездит? Кому нужен такой простор? Непонятно и странно. Можно подумать , что на Руси еще не перевились громадные, широко шагающие люди, вроде Ильи Муромца и Соловья Разбойника, и что еще не вымерли богатырские кони.»

Повесть заканчивается словами: «Какова-то будет эта жизнь?» В этом вопросе и жажда перемен и вера в их близость и тревога за то, лучше ли станет от них людям.

России к лицу богатырский размах. Вот поэтическая мысль, образующая лейтмотив «Степи».

1.2 А.П. Чехов рассказ «Попрыгунья»

Большой интерес для понимания и характера любимого чеховского героя, и всех художественных особенностей творчества писателя представляет рассказ «Попрыгунья». Это рассказ о «незаметном», «маленьком» человеке докторе Дымове. Дымов - мужественный и сильный человек, чья душевная мягкость, доброта, робкая, всегда немножко виноватая деликатность, простота лишь подчеркивает его железную волю, богатырскую неутомимость в труде, настойчивость в достижении цели, героическую преданность своей науке. Во всем облике Дымова мы угадываем черты большого русского ученого типа Сеченова. Чехов глубоко чувствовал национальный характер людей этого склада, повседневный героизм их исполинского труда, их беспредельную скромность, нравственную силу, несгибаемое упорство, благородную любовь к родине и народу, преданность делу культуры. Создавая образ Дымова, Чехов вложил в него свое восхищение и преклонение перед типом русского ученого. Антон Павлович и сам по всему складу своего характера, своего художественного метода, своего исследовательского отношения к жизни и к писательскому труду больше чем кто бы то ни было из писателей приближался к типу русского ученого. И ученые чувствовали и чувствуют это.

Жена Дымова - «попрыгунья», отдавшая всю свою жизнь поисками «великого человека», изящная дилетантка, обнаруживающая способности в разнообразных сферах искусства.

Среди знаменитостей, окружающих жену Дымова, он представляется слишком обыкновенным, ординарным, незначительным.

А когда Дымов умирает, заразившись дифтеритом от мальчика, у которого высасывал через трубочку дифтеритную пленку, то один из его коллег, доктор Коростелев, говорит Ольге Ивановне, жене Дымова:

«- Умирает, потому что пожертвовал собой … Какая потеря для науки! - сказал он с горечью. - Это, если всех нас сравнить с ним, был великий, необыкновенный человек! Какие дарования! Какие надежды он подавал нам всем! - продолжал Коростелев, ломая руки. - Господи боже мой, это был бы такой ученый, которого теперь с огнем не найдешь…»

А Ольга Ивановна не заметила, не поняла, что великий человек, поисками которого она занималась всю свою жизнь, жил рядом с нею. Она проглядела, «пропрыгала» главное, не поняла ни красоты, ни силы Дымова, не сумела увидеть необыкновенное в обыкновенном.

художественный жизнь красота ничтожество

1.3 А.П. Чехов Рассказ «Крыжовник»

Чехов презирал самые основы собственнического строя жизни и упорно, со всей художественной силой разоблачал в целом цикле своих произведений все ничтожество, всю презренность эгоистического, своекорыстного, собственнического «счастья», основанного на несчастьях и унижениях множества людей.

Замечателен с этой точки зрения рассказ «Крыжовник».

Герой произведения Иван Иваныч рассказывает историю своего брата, Николая Иваныча, бывшего чиновника казенной палаты.

Всю свою жизнь Николай Иваныч мечтал о собственной усадьбе, и обязательно со своим крыжовником. «Он был добрый, кроткий человек, я любил его, но этому желанию запереть себя на всю жизнь в собственную усадьбу я никогда не сочувствовал. Приятно говорить, что человеку нужно только три аршина земли… (Чехов подразумевает реакционную толстовскую проповедь о том, что человеку нужно только три аршина земли…для могилы.) Человеку нужно не три аршина земли, не усадьба, а весь земной шар, вся природа, где на просторе он мог бы проявить все свойства и особенности своего духа».

Таково представление Чехова о настоящем человеческом счастье: не своя усадьба, не узкий собственный мирок, а беспредельная свобода, широта, смелое творчество!

Мечта Николая Иваныча осуществилась. Иван Иваныч поехал проведать брата. Описание усадьбы становится символическим; каждая строчка разоблачает собственническое свинство.

«Иду к дому, а навстречу мне дикая собака, толстая, похожая на свинью. Хочется ей лаять, да лень. Вышла из кухни и кухарка, голоногая, толстая, тоже похожа на свинью, и сказала, что барин отдыхает после обеда. Вхожу к брату, он сидит в постели, колени покрыты одеялом; постарел, располнел, обрюзг; щеки, нос и губы тянутся вперед - того и гляди, хрюкнет в одеяло».

И вот, наконец, появляется на столе не купленный, а свой собственный крыжовник, собранный в первый раз с тех пор, как были посажены кусты». Николай Иваныч «с жадностью ел и все повторял:

- Ах как вкусно! Ты попробуй!

Было жестко и кисло, но, как сказал Пушкин, «тьмы истин нам дороже нас возвышающий обман».

Как невкусно, кисло, противно все свинское счастье собственничества!

Счастья нет и не должно его быть, а если в жизни есть смысл и цель, то смысл этот и цель вовсе не в нашем счастье, а в чем-то более разумном и великом. Делайте добро!».

Иван Иваныч не может ответить на вопрос, какое добро нужно делать, чтобы полетело к черту в пропасть гнусное собственническое «счастье», о низости которого кричит своими цифрами немая статистика. Но он ясно понимает, что необходима борьба против всего этого порядка жизни.

Такая зрелость гнева, такое острое чувство, что нельзя так жить человеку, что нужно немедленно, сейчас же отчищать землю от хлевов своекорыстного «счастья», построенного на несчастьях подавляющего большинства людей, - во всем этом ясно звучали мотивы кануна, непосредственной близости великой перемены всей жизни, призыв к возмущению против спокойствия наглых и сытых.

«Крыжовник» ясно показывает нам некоторые характерные особенности чеховского стиля. На наших глазах маленькая невинная ягодка крыжовника расширяется, растет, набухает, становится, наконец, грандиозной, заслоняет весь земной шар, превращаясь в насмешливый символ. Власть собственности накладывает свою тяжелую лапу на все, делает все на свете «невкусным», жестким, кислым, отвратительным, лишает жизнь ее радости.