logo
А.С. Пушкин – великий поэт и писатель России

2. Русь свободная, просвещенная, гуманная, могучая, великая

Прежде всего, будущее России для Пушкина - это:

Русь свободная, избавленная от рабства, крепостничества, угнетения.

Увижу ль, о друзья! Народ неугнетенный

И рабство, падшее по манию царя,

И под отечеством свободы просвещенной

Взойдет ли, наконец, прекрасная заря?

Русь просвещенная. Пушкин вкладывал в это понятие многостороннее содержание. Образованность народа, улучшение системы воспитания, свободу печати и проявление общественного мнения. Торжество разума и справедливости во всех формах общественного и государственного устройства. Разум, мудрость народная будут править государством, а не вельможная и чиновная спесь и глупость.

Аристократия умов и талантов займет, наконец, подлежащее место в обществе. Просвещение коснется всех народов и народностей многонациональной страны и выведет из того дикого состояния, в котором они пребывали.

Русь гуманная, где осуществляются задушевные мечты Пушкина о самодовлеющем значении человеческой личности, о ее достоинстве, самоценности, неприкосновенности, независимости, где никто «для власти, для ливреи» не будет «гнуть ни совести, ни помыслов, ни шеи», где «самостоянье человека - залог величия его».

Русь могучая, победоносная.

Сильна ли Русь? Война и мир,

И бунт, и внешних бурь напор

Ее, беснуясь, потрясали -

Смотрите ж: все стоит она!

Победа! Сердцу служит час!

Россия! Встань и возвышайся!

Русь великая. Не плетущаяся в хвосте других держав, не действующая по их указке, а указывающая им своим примером путь социального и духовного прогресса.

Русь в условиях «вечной свободы» и «вечного мира».

Еще в 1821 году во время пребывания в Кишиневе Пушкин горячо исповедовал идею вечного мира. Рабство, королевская власть, войны - неразумны, с ними будет покончено.

Русь в братской семье народов.

Пушкин, как и Адам Мицкевич, с которым он в конце 20-х годов делился «чистыми мечтами», думал:

…О временах грядущих,

Когда народы, распри позабыв,

В великую семью соединятся.

Пушкин в своих произведениях впервые показал миру, что такое русский человек, каковы особенности национального склада его характера, его взгляда на вещи, его духовного мира. Как он чувствует, любит, страдает, тоскует. Каков его быт и нравы. Каковы те социальные проблемы, которые его волнуют.

Мы все ощутили себя русскими с появлением Пушкина. С ним мы почувствовали, что значит быть русским, с ним научились испытывать гордость за русский народ, за его славную историю. С ним исполнились веры в великое будущее России.

Без него не развернулись бы так смело последующие русские таланты, не ощутили бы в себе дерзкого и властного призыва - не следовать за Западом в художнических исканиях, а самим указывать ему новые пути и возможности.

Пушкин предвосхитил появление того массового типа русского человека, нашего современника, который сознательно стремится овладеть всем богатством, выработанным до него человечеством, критически его переработать, сделать своим это богатство, превратить в творческие способности к созданию, приумножению новых достижений и ценностей.

Пушкин явил образец той гармонично развитой, универсально образованной личности, органически объединившей художественно- образное и понятное мышление, эстетическое и научно- теоретическое освоение действительности, постижение ее как по законам красоты, так и по законам логики, личности осваивающей духовная богатство всего человечества и множащей это богатство собственным творчеством, формирование которой стало самоцелью развития в нашем социалистическом обществе.

Пушкин был в России одним из первых, самых резких и бескомпромиссных критиков буржуазного строя. Он надеялся, что Россию-матушку сия судьба минует.

По своему происхождению, воспитанию, положению в обществе Пушкин был аристократом и на все социально-политические воззрения этот аристократизм наложил заметный отпечаток. Он открыто гордился своей родовитостью, потомственным дворянством, своими предками, которые не ладили с царями.

Потомственное дворянство представлялось Пушкину олицетворением ума, дома, чести в российском обществе. Они - носители интеллигентности и просвещенности. Они - единственная сила в России, противостоящая царскому абсолютизму, самодержавию, окружающему себя беспринципными выскочками - чиновниками, сановниками, которые быстро получали личное дворянство и оттесняли более самостоятельное и достойное, как казалось Пушкину, дворянство потомственное.

Пушкин обладал необычайными умственными способностями. Уже во время славы своей он выучился, живя в деревне, латинскому языку, которого почти не знал, вышедши из Лицея. Потом, в Петербурге, изучил английский язык в несколько месяцев, так что мог читать поэтов. Французский знал он в совершенстве. В зрелые годы изучал также древнееврейский и испанский языки, знал церковнославянский, читал по-польски.

поэт творчество личность гений

3. Универсальность А.С. Пушкина

Универсальность гения Пушкина проявилась не только в литературе, где он охватил все жанры и усвоил все приемы, разработанные европейской поэзией и прозой, но и в науках - в истории, философии, эстетике, лингвистике, этнографии, политической экономии, в том, что он интересовался также достижениями в механике, геометрии.

Его творчество - продолжение культурной античной традиции, где искусство, философия и наука выступают в своей слитности.

Если Пушкин не разглядел «взрывного» характера диалектики немецкой классической философии, то он удивительно верно постиг значение ее для развития естественных наук, увядших в ползучем эмпиризме.

Рядом с трудами историков и философов в библиотеке Пушкина - труды экономистов.

Пушкин имел более яркое представление о некоторых сложнейших экономических вопросах не только по сравнению со своими современниками.

Глубокие познания в истории, философии, политической экономии позволяли Пушкину легко разбираться в событиях международной политической жизни. Видеть их смысл, их направленность, их возможный ход развития.

В суждениях Пушкина о политических событиях и политических деятелях своего времени виден человек большого государственного ума и, как ни странно,- трезвый и практичный политик. Перспектива самому влиять на государственные дела было для него одно время притягательной.

Пушкин интересовался самыми неожиданными областями знания.

Интерес Пушкина к техническим и научным проблемам с годами, все возрастает.

Жизнь и поэзия Пушкина стали одним целым.

Поэт заставляет человека заботиться о счастье окружающих людей, как бы трудно не было самому.

Огромное место в творчестве Пушкина занимает лирика любви и дружбы. Пушкину свойственны живость, впечатлительность, пылкость, способность увлекаться и увлекать сердца, жажда любви, дружбы, способность привязываться к человеку, пылкий, горячий темперамент, влечение к жизни, жизненным удовольствием и тревогам. Пушкин - это певец дружбы, благородного чувства, истоки которого были заложены в самой натуре этого человека. У него было много друзей. Пушкин считал, что дружба - это идейное сплочение людей. Благодаря Пушкину, мы понимаем, что когда к человеку приходят беды, испытания, то дружба особенно необходима, дорога.

К теме любви Пушкин обращался всю жизнь. Он восхищается духовной и физической красотой человека. Любовная лирика поэта не позволяет сердцу оставаться холодным.

Поэзия Пушкина о природе русского края прививает любовь к родине.

Творчество Пушкина всегда близко людям, потому что затрагивает самое сокровенное в человеке.

Думая о сложных политических вопросах, поэт никогда не забывает об обаянии русской природы. Поля, леса, реки, горы - как прекрасна матушка - Россия! Россия была частью жизни Пушкина. Он родился, вырос здесь и оставался преданным ей всю жизнь. Его цель - возвысить Россию, прославить народ, которому он служит. Поэт рожден, что бы вдохновлять людей на чистые и добрые поступки, вселять в их души уверенность, пробуждать прекрасное.