А.С. Пушкин – великий поэт и писатель России

реферат

4. Точка отсчета в творчестве А.С.Пушкина - «вся истина»

Точкой отсчета в творчестве Пушкина является «вся истина».

«Вся истина» - это не только эмпирическая, не только историческая правдивость. Это есть основа ценностной поэзии Пушкина.

«Вся истина» - солнце пушкинского мира, потому что он, будучи полным сумрака и зла, светел и солнечен. Мир Пушкина светел потому, что это не хаос, а космос.

Могучим источником творческого вдохновения Пушкина было чувство национальной гордости. Поэт гордился историей своей родины, великой ролью русского народа в истории человечества.

Например, в Москве в дни коронационных торжеств у Пушкина состоялся принципиальный разговор с царем. Не отрекшись от дружбы с участниками декабрьского мятежа, Пушкин в то же самое время сделал решительный шаг навстречу власти. А власть в лице Николая I сделала шаг навстречу первому поэту России. Царь вернул Пушкину личную свободу, позволив жить везде, кроме Петербурга.

После поражения декабристов Пушкин, ощущая себя посредником между властью и образованным сословием, призывал Николая I учиться у Петра Великого не столько политической суровости. Сколько милости. Так, 12 декабря 1826 года, в день рождения покойного Александра I, Пушкин пишет «Стансы», адресованные новому русскому императору:

В надежде славы и добра

Гляжу вперед я без боязни:

Начало славных дней Петра

Мрачили мятежи и казни.

Но правдой он привлек сердца,

Но нравы укротил наукой,

И был от буйного стрельца

Пред ним отличен Долгорукий.

Самодержавною рукой

Он смело сеял просвещенье,

Не презирал страны родной:

Он знал ее предназначенье…

Семейным сходством будь же горд:

Во всем будь пращуру подобен:

Как он, неутомим и тверд,

И памятью, как он, незлобен.

И в то же самое время в другом стихотворении поэт обращался к ссыльным друзьям со словами сочувствия:

Во глубине сибирских руд

Храните гордое терпенье,

Не пропадет ваш скорбный труд

И дум высокое стремленье… (1827)

Многие упрекали Пушкина в неискренности, в том, что он предал свободолюбивые идеалы юности, стал прилюдно льстить царю, при этом втайне «оправдываясь» перед его жертвами. Ответом на эти упреки стали стихи 1828 года «Друзьям», в которых Пушкин поэтически обосновал свою новую общественную и жизненную позицию:

Нет, я не льстец, когда царю

Хвалу свободную слагаю:

Я смело чувства выражаю,

Языком сердца говорю.

О, нет, хоть юность в нем кипит,

Но не жесток в нем дух державный:

Тому, кого карает явно,

Он втайне милости творит…

Я льстец! Нет, братья, льстец лукав:

Он горе на царя накличет,

Он из его державных прав

Одну лишь милость ограничит.

…беда стране, где раб и льстец

Одни приближены к престолу,

А небом избранный певец

Молчит, потупя очи долу.

Милость недаром названа державным правом; Пушкин словно опровергает собственные юношеское стихотворение «Вольность», где прославлялся закон, который стоит выше государей. Теперь он убежден в ином.

Закон ограничивает лишь суровость царя, который не может наказать врага жестче, чем предписывают законодательные установления. Однако не только может, но и обязан отступать от требований закона, если они слишком строги: правитель имеет державное право быть милосердным, а долг приближенных (в том числе «небом избранного певца») поддерживать его в этом.

Делись добром ;)