logo
Литературные считалки

5. Конспект НОД по образовательной области «Речевое развитие»

Интеграция образовательных областей: «Художественно-эстетическое развитие», «физическое развитие», «социально-коммуникативное развитие».

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, музыкальная

Цель: учить слушать и запоминать малые фольклорные произведения, развивать внимание, память, слуховое восприятие; формировать речевые навыки, развивать интонационную выразительность речи; воспитывать интерес и любовь к художественному слову.

Материалы и оборудование: волшебная палочка, бубен, сундучок, маска или ободок «кот».

Ход и руководство:

Воспитатель:

-- Я вижу, ребята, что у вас у всех сегодня хорошее настроение.

-- Предлагаю вам поиграть. Для игры нам нужно выбрать ведущего. Вижу, что всем хочется быть ведущим. Как же нам выбрать ведущего? Думаю, что выбрать ведущего нам поможет считалка.

-- Вызнаете считалки? Кто хочет рассказать свою считалку? Все хотят? У меня есть волшебная палочка. Будете палочку передавать друг другу. Пока играет бубен палочка гуляет. К кому она попадет, тот считалку прочтет.

- Молодцы, какие интересные считалки вызнаете.

-- Я тоже знаю считалку. Хотите послушать?

-- Шел коток по лавочке,

Раздавал булавочки.

Шел по скамеечки,

Раздавал копеечки:

Кому десять, кому пять.

Выходи тебе искать.

-- Про кого считалка? (про кота)

-- Как его ласково мы называем? (коток)

-- Где он шел? (шел коток по лавочке)

-- Что он раздавал? (раздавал булавочки)

-- Где еще он шел? (шел он по скамеечки)

-- Что раздавал? (раздавал копеечки)

-- Сколько копеечек? (кому десять, кому пять)

-- Что коток сказал? (выходи тебе искать)

-- Веселая считалка? Хотите ее выучить?

Я еще раз расскажу, а вы старайтесь запомнить.

Шел коток по лавочке,

Раздавал булавочки.

Шел по скамеечки,

Раздавал копеечки:

Кому десять, кому пять.

Выходи тебе искать.

А сейчас давайте немного поиграем со считалкой. Игра называется «Оркестр». Инструменты наши с собой? Что мы сначала будем делать? Хорошо, будем повторять первые строчки их лопать.

- Шел коток по лавочки, (хлопаем в ладоши)

Раздавал булавочки.

-- Что дальше будем делать? Молодцы, придумали.

Шел по скамеечки, (хлопаем по коленям).

Раздавал копеечки:

-- Что теперь будем делать? Давайте потопаем.

Кому десять, кому пять.

Выходи, тебе искать (топаем). Молодцы.

Теперь давайте сядем на ковер и поиграем в игру «Тихо-- громко». Когда ладошки будут раскрыты, выбудете говорить считалку громко-- громко; а когда сожму ладошку в кулачок, выбудете говорить тихо-тихо.

-Молодцы, давайте похлопаем себе (игра проводится 2раза). Устали сидеть? Хотите побегать? Сейчас мальчики встанут вокруг девочек, когда я ударю в бубен, мальчики будут бегать, а девочки громко рассказывать считалку: когда ударю опять, побегут девочки вокруг мальчиков, а мальчики громко будут продолжать считать в кругу. Начали! (задание выполняется 2раза).

-- А теперь встанем в 2 круга: мальчики и девочки. Мальчики будут рассказывать считалку низким голосом, как медведи, а девочки -- тоненьким голоском, как зайчишки и мишки.

- Раз, два, три, четыре, пять.

Все в большом кругу опять.

Запомнили считалочку? Давайте проверим. Сейчас считать мы будем по фразам.

Начну я:

Шел коток по лавочке,

Раздавал булавочки (дети).

Шел по скамеечки,

Раздавал копеечки (дети).

Кому десять, кому пять,

Выходи, тебе искать (дети).

- Молодцы! Кто расскажет считалку от начала и до конца?

- Молодцы ребята очень много знаете считалок.

Вывод

Таким образом, современный педагог отводит игре чрезвычайно большую роль в формировании человека, считает ее своеобразной школой жизни. Игры не только развивают ловкость и сообразительность, но и приучают подчиняться общепринятым правилам: ведь любая игра происходит по заранее оговоренным условиям. В игре устанавливаются еще и отношения сотворчества и добровольного подчинения по игровым ролям. Авторитетным здесь становятся тот, кто умеет соблюдать принятые всеми правила, не вносит хаоса и неразберихи в детскую жизнь. Все это отработка правил поведения в будущей взрослой жизни.

Кто не помнит считалок своего детства: «Заяц белый, куда бегал?» «Эники, беники, ели вареники….» - и т.д. Сама возможность играть словами привлекательна для детей. Это жанр, в котором они наиболее активны как творцы, нередко привносят в готовые считалки новые элементы.

В произведения этого жанра зачастую использованы потешки, пестушки, а иногда и элементы взрослого фольклора. И сегодня можно услышать от играющих детей очень старые, лишь чуть современные тексты.

Г.С. Виноградов называл рифмы считалок нежными, задорными, подлинным украшением с читалочной поэзии. Считалка часто представляет собой цепь рифмованных двустиший. Способы рифмовки тут самые разнообразные: парные, перекрестные, кольцевые. Но главным организующим началом считалки выступает ритмика. Стишок - считалка нередко напоминает бессвязную речь взволнованного, обиженного или пораженного чем - то ребенка, так что кажущаяся бессвязность или бессмысленность считалок психологически объяснима. Таким образом, считалка и по форме, и по содержанию отражает психологические особенности возраста.

Считалки имеют в основном игровую функцию, т.е. в данном случае распределение ролей. Так же они играют роль в коммуникативной деятельности детей (считалка учит детей придерживаться правил игры, ведь она выбирает водящего справедливо, без обмана. Следовательно, она помогает выработке таких качеств, как честность и чувство товарищества.). Поскольку считалка это рифмованное произведение, то оно имеет психо -физиологическое воздействие на ребенка, развивает память и чувство ритма.

В наши дни считалки остаются весьма популярными, обогащается их содержание, совершенствуется поэтика.

Список литературы

1. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 368 с. С. 78-81.

2. Арзамасцева И.Н. Детская литература. - М., 2007

3. Кузнецова. Н.И., Мещерякова М.И., Арзамасцева И.Н. Детская писатели. Справочник для учителей и родителей. - М., 1995

4. Литература и фантазия. Сост. Л. Стрельцова. - М., 1992