Аксиология художественного пространства Дж. Франзена

дипломная работа

Введение

Аксиология как раздел философии сформировалась в ХХ столетии, однако вопрос о ценностной картине мира возник в древности: еще Сократ задавался вопросом: что есть благо? В каждую эпоху ответ на данный вопрос звучал по-разному, но традиционные общечеловеческие ценности всегда основывались на понятиях истины, красоты и добра.

Вслед за стремительно развивающимся миром сменяется и парадигма ценностей: битва между духовными и материальными ценностями ярче всего отражают современную действительность, что несомненно находит отклик и в художественной литературе нашего времени.

Данная выпускная квалификационная работа посвящена исследованию аксиологии художественного пространства в творчестве Джонатана Франзена. На примере романов «Поправки» («The Corrections» 2001 год) и «Свобода» («Freedom», 2010 год) мы рассмотрим ценностный мир современной американской семьи в нескольких поколениях.

Актуальность данного исследования обусловлена отсутствием в отечественном литературоведении работ о творчестве Джонатана Франзена, не смотря на значимость в современном литературном процессе его произведений. Важно отметить, что романы Франзена отражают глубинные преобразования ценностной картины мира как в американском обществе, так и в человеческом сознании в целом.

При исследовании мы будем оперировать термином аксиология. «Аксиология (от греч. axia -- ценность и logos -- учение, понятие, слово) философское учение о природе ценностей, их обосновании и происхождении, о сущности, функциях, типах и иерархии различных ценностей (предметы, события, произведения, а также традиции, нормы и идеалы, имеющие историческое, социальное, культурное значение для человека)» [1]. Появление термина А. в конце 19 -- начале 20 вв. связывают с именами Р. Г. Лотце, П. Лапи, Э. Гартмана. Он стал применяться как синоним философии ценностей (термин Г. Мюнстерберга) и теории ценностей, которые формировались в работах философов различных школ и направлений. В качестве синонима нами используется словосочетание «ценностная картина мира».

Месянжинова А.В. в диссертации «Игровые модели культуры в художественном пространстве постмодернизма» пишет: «Любое художественное произведение так или иначе воплощает видение и восприятие автором объективной действительности (а также моделирование собственной действительности в рамках произведения), на основе которых выстраивается авторский художественный образ мира, его модель культуры» [19].

Цель данной выпускной работы - исследовать точку зрения Джонатана Франзена на традиционные ценности.

Задачи исследования:

- проследить становление ценностной картины мира в американской литературе;

- отразить своеобразие аксиологии художественного пространства Джонатана Франзена;

- проанализировать образы центральных персонажей романов «Поправки» и «Свобода» и охарактеризовать ценностную картину мира героев;

- проследить трансформацию ценностной картины мира современного человека.

Методы исследования:

- сравнительно-исторический;

- биографический;

- герменевтический.

Научная новизна данной работы заключается в отсутствии научных исследований, посвященных творчеству современного американского писателя Джонатана Франзена. Автор, обращаясь в эпоху постмодернизма к жанру семейного романа, обращает читателя к теме вечных ценностей - одной из актуальнейших в современном мире, что, безусловно, заслуживает пристального внимания.

В структуру выпускной квалификационной работы входят вступление, глава, посвященная истории американской литературы и становления определенной системы ценностей, глава, рассматривающая личность Джонатана Франзена как писателя, стилистику произведений, главы, посвященные выявлению и анализу авторской аксиологии в романах «Поправки» и «Свобода», заключение и список использованных источников.

Делись добром ;)