Введение
Актуальность исследования. Художественная литература - это совокупность отдельных произведений, которые отражают эстетическую действительность, названную художественным миром. Разные по темам, содержанию, текстовым объемам, композиции, жанру, стилю литературные произведения, один раз появившись из-под пера писателя, начинают самостоятельно жить в пространстве литературы. Их функциональная способность зависит уже от читателя, который в своем воображении репродуцирует художественный мир, чтобы почерпнуть из него новые мысли и насладиться художественной формой. Литературное произведение как феномен, имея словесное выражение, относится к универсальным способам осмысливать мир, влиять на чувства и разум читателя. В определенном смысле его можно отнести к своеобразным провокациям, способных вызвать в сознании и чувственных рефлексиях читателя мысль, эмоцию, эстетический отклик. В этом и заключается художественная роль литературного произведения.
Материальным, формальным и визуальным выражением художественного мира в литературном произведении является текст. Он состоит из букв и знаков препинания, которые компонуются в слова, предложения, абзацы, главы и книги. Каждая буква, как и слово, предложение, словесный период и книга, - знак, предоставляемый для восприятия и воспроизведения в воображении и сознании реципиента.
Проблема структуры и строения литературного произведения, вычленения и соотнесения его основных аспектов является краеугольной, базовой для теоретической (общей) поэтики. Вместе с тем, это одна из самых дискуссионных сфер теоретического литературоведения. Отправной точкой, задающей координаты и общий контекст научной полемики, может рассматриваться раздел из книги В.Е. Хализева, где излагаются и анализируются различные подходы к трактовке структуры литературного произведения в их взаимоосвещении, представлен "плюралистичный" взгляд на данную научную проблему с позиций литературоведения рубежа ХХ-ХХI вв.
В нашем литературоведении все чаще раздаются призывы к созданию принципов целостного и системного анализа художественных произведений. В правильности таких призывов не может быть никаких сомнений.
Произведения, обладающие высоким уровнем творческого совершенства, конечно, всегда являются художественными системами. При их научном изучении, конечно, надо приходить к пониманию всей целостности таких систем.
Произведение, рассматриваемое не целостно, а односторонне, частично, не обнаружит тем самым своей системности - закономерного единства всех своих сторон, частей, элементов. При бессистемном рассмотрении произведения его целостность всегда окажется только внешней и мнимой.
Цель работы - анализ литературного произведения и текста с точки зрения научных традиций и путей осмысления категорий в ХХ в.
Задачи работы:
1. Рассмотреть литературное произведение как художественное целое и пути его изучения.
2. Проанализировать категории содержания и формы литературного произведения. Содержательная и конструктивная функция литературно-художественной фирмы.
3. Рассмотреть категории система и структура и их роль в понимании литературного произведения в ХХ в.
4. Проанализировать учение М.М. Бахтина о произведении как единства текста и контекста.
5. Проанализировать концепцию автора в литературоведении ХХ в.
- Введение
- Глава 1. Литературное произведение как феномен
- 1.1 Понятие о литературном произведении в науке ХХ в.
- 1.2 Структура и целостность литературного произведения
- 1.3 Содержание произведения как литературоведческая проблема
- Глава 2. Литературный текст в научных концепциях ХХ века
- 2.1 Понятие текста в научных концепциях литературоведения
- 2.2 Учение о произведении как единстве текста и контекста
- 2.3 Текст и произведение
- 2.4 Категория автора в структуре художественной коммуникации и системного понимания литературного произведения