logo
Символика образной системы в произведениях Островского

1.1 Критики о произведениях драматурга

Известные критики того времени, достаточно лестно отзывались о произведениях Островского, о его таланте, к примеру со слов М. И. Писарева о «Грозе»: «Но ни бурь «Нашего времени», ни умственной гимнастики на туго натянутых умозаключениях не нужно для того, чтобы подойти к произведению, которое все-таки ярко и далеко выдается из ряда наших дюжинных драм. Буря душевная обличает внутреннюю тревогу, происходящую от каких-нибудь посторонних соображений; умственные тонкости выказывают преднамеренность, а то и другое обнаруживает досаду, происходящую оттого, что хоть ягода и не нашего поля, однако всем нравится».

Содержание относится к купеческой среде, глухой местности (отдаленной). Но даже в этой среде, которую задавили мелкой спесью и различными моральными уродствами, пробивается человеческое чувство, то настоящее, без которого невозможна жизнь. В произведениях Островского происходит постоянная борьба свободы личности с застоялыми обычаями, зверством понятий и их результатами. Чем бы ни заканчивалась эта борьба, и как бы она не начиналась - она существует, а значит, существует возможность драмы, а остальное в голове автора.

В произведениях Островского явно выражено повиновение старшему поколению. (В «Бесприданнице» повиновение Ларисы Дмитриевны матери - мать отдает замуж дочь за того, кого выбрала сама мать, дочь смиренно идет под венец; в «Снегурочке» - послушание главной героини отцу и названым родителям.

С другой стороны: деспотизм старшего поколения «по негласному закону». (В «Бесприданнице»: мать берет в руки всю власть, хитрит по отношению к господину Кнурову и другим часто захожим гостям, лишь бы получить выгоду при помощи «счастья дочери», но делает это так, что не теряет своего отнюдь не низкого положения в обществе, по всем обычаям, законам; в «Снегурочке» отец держит Снегурку среди филинов, птиц, и других животных, а также надзирателем ей делает - Лешего. Запрещает ей не только видеть людей и общаться с ними, но даже слушать песни Леля:

… «Снегурочка, беги от песен Леля, бойся речей его и песен…»

Ее названные родители: Бобыль с Бобылихой, по своему, « по родительски» заставляют ее приманивать богатых женихов в дом, чтобы им жилось в достатке:

… « Поневолься,

Не по сердцу, а парня ты мани,

А он прильнет и не отстанет, будет

Похаживать»

… « Отца медком да бражкой

Попаивать. Уж долго ль, коротко ли

Поводится с тобой, а нам барыш.

Соскучишься с одним, поприглядится,

Повытрясет кису, мани другого,

Поманивай!»

Интересен вопрос любви и семейной жизни у Островского. Чувства в супружеской жизни возможно проявлять только по старым обычаям, по закону.

В «Снегурочке» отец запрещает влюбляться в кого-либо, так как это обречет ее на смерть, она должна оставаться холодной к людям. Ее родители (названные), которых она выбрала в людском мире требуют от нее богатого жениха, чтобы им хорошо жилось. Как только появляется жених, подходящий под мерки родителей, она ведет себя смиренно, пряча взгляд, слушаясь родителей. Идеальная невеста должна вести себя так( по словам Мизгиря):

… «Влюбленному всего дороже скромность

И робкая оглядка у девицы;

Сам-друг она, оставшись с милым, ищет

Как будто где себе защиты взором.

Опушены стыдливые глаза,

Ресницами покрыты; лишь украдкой

Мелькнет сквозь них молящий нежно взор.

Одной рукой ревниво держит друга,

Другой его отталкивает прочь…»

В «Бесприданнице» героиня должна выйти замуж за человека ниже её сословия. Юлий Капитоныч Карандышев получает выгоду от женитьбы- небогатый чиновник становится на ровне с дворянами, получает красивую и покорную жену а также уважение тех людей, которые раньше не замечали его. Она должна покорно слушаться своего мужа, понимая безвыходность ситуации и слушаясь наставлений матушки. Помимо отношений в семье и отношений к быту, жизненной позиции критик задевает и другие стороны драмы.

К примеру: В «Снегурочке» девушка еще не знает настоящей действительности, живет в сказочном мире, мире снега и мороза, мире лисичек и филинов. Внезапно вторгается в ее жизнь реальность и попав в мир людей- мир настоящий, она у неё возникает желание полюбить, не зная этого чувства она стремится его познать. Интересно, что одной из мотиваций для возникновения желания любить становиться любовь Леля к ее подруге, безразличие парня к ней, ведь ему нужна не детская любовь. Уже в этот момент она обретает человеческие качества, взрослеет морально: начинает плакать не из-за шубок, не из-за песен, а из-за того, что испытывает душевную боль, чувство отчаяния, одиночество.

В «Бесприданнице» девушка проводит свою жизнь цыганским табором. Красивая,молодая, восторженная, она играет на гитаре, поет песни, хватающие за душу, танцует. В связи с возрастом и материальным положением своей семьи она возвращается домой и по традиции становится девушкой на выдане. Ей достаточно сложно, ведь теперь ей необходимо жить по законам домостроя. Помимо смены образа жизни усугубляет ситуацию ее влюбленность не в будущего мужа, а в молодого карьериста. Ни последнюю роль в жизни девушки играет мать, она подбирает для дочери оптимального к данной ситуации жениха, хоть он и ниже сословием и не сильно богат, но он поможет выйти их семье из неловкого положения и хоть как-то помочь (на некоторое время) спасти их финансовое положение.

В произведениях главные героини борются сами с собой. В их сознании и душе противоборствует обязанность и желание(то, чего они действительно хотят),рассудок и страсть. В результате чего происходит уничтожение себя физически и морально. Ведь, по сути, в произведениях Островского совершается некое преступление, которое по законам морали должно быть наказано. Снегурочка, Лариса Дмитриевна, эти девушки совершают преступление по собственному желанию. Снегурочка сама просит мать -Весну, чтобы она дала ей любовь, вселила в её сердце это чувство.

Лариса Дмитриевна сама выбирает любовь, а не долг, сбегая от будущего мужа. Обе девушки совершают преступление против общества, не ужившись в нем и не покорившись устоям своего времени. Они добровольно наказывают сама себя смертью. Ведь для человека не может быть ничего важнее, чем человечность, а семейный обряд, домострой и другие низкие, уродливые морально понятия и их олицетворения заковывают человечность в прочные цепи, доводя человека до душевного опустошения, безумства, насилия над самим собой, смерти. Такие ценности, как: любовь, воля, непорочность, благочестие из-за обряда начинают проявляться и представать перед нами в полной своей «красе», но противоположном свете.

Лица второстепенные помогают воссоздать необходимую картину, для полного представления читающего об обстановке, о героях, о быте того времени, нравах и обычаях, жизни в целом. Большинство лиц являются яркими представителями общества. Все черты характера ярко выражены, поведение и повадки неповторимы, каждый герой индивидуален.

Островский остро чувствовал и видел правду. Правда- основа фактов для писателя. Человек в любые времена будет с уважением смотреть на благородные поступки, так как эти действия основа нравственной природы, истины, доброты, всего того, что составляет человечность. Поэтому интерес к произведения Островского до сих пор не пропал, это классика жизни.

И.А Галахов, говоря о произведениях Островского, как о драмах, описывает высокие нравственные красоты этих произведений. С какой бы стороны не посмотреть: со стороны характеров героев или описания местности или взглянуть на то как и при помощи чего преподносится самобытность- везде видны видно индивидуальное, по своему масштабное творчество писателя, его наблюдательность.

Впечатляет многоплановость произведений. В «Снегурочке» помимо основного сюжета отчетливо видна картина быта русского народа, их традиции, основы уклада жизни, прослеживаются и языческие мотивы, например: жертвоприношение, поклонение силам природы.

Примечателен язык в произведениях Александр Николаевича. Люди говорят на «настоящем языке», то есть речь каждого из героев взята из действительности, но обрамлена художественно верно.

Ю.В. Лебедев пишет о народности «русской трагедии». Критик пишет о А.Н Островском, как о «Колумбе Замоскворечья», открывшем людям неведомую страну, жизнь. Олицетворение русской драмы Островского - общерусское содержание.

Александр Николаевич, описывающий историю семьи купцов, предполагает не единый случай, не определенную историю, а некий образ русской государственности с бесчинством в отношении человека и его личности в целом. Писатель не отделяет купеческую среду от крестьянской, показывая весь народ, а не определенное сословие. Так как крестьяне -это сила нации. Также в произведениях отчетливо видны буржуазные отношения и изменения происходящие с людьми под влиянием времени, видно как народ пытаясь спасти нравственные устои стремится найти новые формы культуры и жизни.

Люди у Островского живут в определенный затянувшийся момент переворота жизни, моральной и бытовой революции, все конфликты наиболее остро дают о себе знать. Приверженцы старых порядков стараются удержать бразды правления, но вот, вот и слабая нить начнет рваться, наступает кризисная эпоха.

Каждый из героев уходит в крайность. Если персонаж отрицает какие-либо стороны жизни, то чересчур сильно утверждает противоположные стороны.

Отступив от общего, перейдем к конкретному. Говоря о народности трагедии необходимо сказать о сочетаемости в ней уходящего (или преобладающего в некоторых случаях) язычества и начала рождения идей христианской культуры. Приведем несколько примеров: В «Снегурочке» ясно выраженно преобладание языческой веры, веры в Бога солнца - Ярилу. В «Грозе» наблюдается переход от язычества к христианским мотивам.

Лебедев говорит о произведениях Островского, как о высшей степени классической русской прозы, обличая его талант в своих критических статьях.

Исследователь русской драмы Валерий Мильдон написал книгу «Философия русской драмы: мир Островского». Посвящена она именно этому писателю, так как Александр Николаевич наиболее объемно и конкретно показал положение человека в отечественной жизни, независимо от его национальности. Поэтому его творчество является национальным достоянием. Творчество Островского позволяет человеку поставить перед собой необходимые духовные задачи и так как эти задачи и пути к ним по сей день не до конца открыты и решены, то творчество писателя до сих пор является актуальным.

Мильдон пишет о смыслах, которые можно увидеть в судьбах героев и тех средствах, при помощи которых судьбы раскрываются читателю.

Каждый писатель, поэт, художник и все их труды-это выражение какой-то определенной эпохи, но если эти труды понимаются только в пределах определенного времени, то интерес к ним пропадает по истечению этого времени. И поныне мы помним и все время находятся на слуху имена тех писателей, которые писали для всего народа не для какой-то его малой части, соответственно: если его труды для всего народа, значит они фактически для всего света, интернациональны.

Мильдон изучает философию драмы, под эти понимается изучение смысла бытия, рассматривание назначения человека в этом мире, изучение мира идей, идей, которые несет в себе драма.

Если посмотреть внешне, не углубляясь в драму, то становится отчетливо видно, что конструкция произведения одна и та же, но подается писателем с разных сторон, вариативно. Описывается русская семья: жених, невеста, любовь, свадьба, верность, неверность, разлука…. Это объясняется тем, что однообразной была сама жизнь, обыденные заботы - вот, что волновало наибольшую массу людей.

Автор показывает в книге именно философскую сторону драм Островского. Мильдон приводит некоторые фразы из произведений и рассуждает о них, приводит читателя к определенной идеи. К примеру, он пишет:

«Этот народ одной рукой крестится, а другой в чужую пазуху лезет» («Свои люди - сочтемся»).

И задается вопросом: Купеческая ли среда имеется ввиду писателем или «народ» необходимо понимать в более широком смысле? И еще масса других вопросов со стороны философии произведений.

Валерий Мильдон проводит анализ русской семьи, отношений в семье, взгляда каждого из персонажей на жизнь, проводит некую линию судьбы. Семья в произведениях Александра Николаевича держится не при помощи любви, а при помощи страха. Взаимная любовь отсутствует, зато присутствует беспрекословное повиновение. С «я» никто не считается, существует «мы», «они» («мы» - родители (часто названные), «они»- общество, люди окружающие).

Интересно наблюдение Мильдона по поводу состава семьи: семья либо односоставная(чаще всего нет отца, а безотцовщина, распространенная в того время, несет ряд последствий),либо главные герои являются сиротами. Под сиротами понимается (помимо прямого значения): воспитанницы(-ки), племянницы(-ки).

Также поднимается вопрос, ссылаясь на очерк 1874 года В.С Соловьева: «Сердце и его значение в духовной жизни», вопрос «о пустом сердце». По слова В.С. Соловьева - если сердце у человека пустое, он принимает это состояние за болезнь и естественно пытается вылечиться. Жалуясь на недомогание, они боятся и мучаются, все это из-за того, что человек не хочет потерять человечность. Но есть и другие персоны, они не понимают этого страха, не считают это за недуг. Такие существа лишь внешне схожи с человеком.

Главные героини у Островского явные представители человека с сердцем, Посмотрев с психологической точки зрения на гибель героинь у драматурга, нужно сказать, что в пропасть, к смерти их повела нехватка воли, они стали поддаваться другим героям, обществу, таким образом потеряв свою индивидуальность, потеряв себя. Человек, у которого есть воля умеет признавать, то, что всякое произошедшее с ним, происходит лишь по воле самого человека. Имеющий волю, как необходимое качество, не будет искать виноватых, будь то силы природы или другие люди, он будет искать проблему в себе.

Мильдона, так же как всякого исследователя драм Островского, волнуют причины представления в роли главного героя женского образа. Затрагивая этот вопрос автор пишет словами Ф. Достоевского: « В нашей женщине все более и более замечается искренность, настойчивость, серьезность и честь, искание правды и жертва; да и всегда в русской женщине все это было выше, чем у мужчин.

Философия Валерия Мильдона затрагивает и другие вопросы, но мы остановимся на выше сказанном.