Апокалиптические мотивы в прозе Солженицына

курсовая работа

Введение

Много ли в русской литературе найдется писателей, которые бы сфокусировали в своей судьбе и творчестве не только нравственные и исторические коллизии времени, но и оказали бы своим писательским ремеслом и жизнью во многом решающее воздействие на ход истории и революционные изменения в умах современников? Сразу всплывает в памяти Лев Толстой. И рядом с ним невозбранно встает имя Александра Солженицына, чей жизненный и творческий путь (при всей несхожести и даже противоположности его с толстовским) длиной в почти девять десятилетий нам предстоит еще осмыслить и понять. Очень верно подметил суть самого явления Солженицына Дмитрий Галковский, писатель и публицист: "Главное, что среди всеобщего оскотинения и подлости он на самом деле показал, что можно жить иначе. Я уже задумывался, а зачем все это? Ничего нет: нет любви, нет совести, нет нравственного долга. А Солженицын мне, совсем молодому и неопытному человеку, дал урок: "Неправда, все это есть". В известном смысле я считаю его своим духовным отцом". Но, конечно, к этому трудному счастью примешивались и горечь, и страдание (как определил сам Солженицын - я "один из свидетелей и страдателей бесконечно жестокого века России"). [Савельев А. 2008: С.31, 33.]

Актуальность работы. Л.Н. Толстой в "Николае Палкине" написал: "Зачем раздражать народ, вспоминать то, что уже прошло? Прошло? Что прошло? Разве может пройти то, чего мы не только не начали искоренять и лечить, но то, что боимся назвать и по имени. Разве может пройти жестокая болезнь только оттого, что мы говорим, что прошло. Оно и не проходит и не пройдет никогда, и не может пройти, пока мы не признаем себя больными. Для того чтобы излечить болезнь, надо прежде признать ее. А этого-то мы и не делаем". Мы не случайно начали с цитаты этого великого человека. Солженицын является продолжателем непреходящих традиций русской литературы. Это человек одаренный нравственным ясновидением. Как и классики русской литературы, А. Солженицын во всех своих произведениях стремится к художественному воплощению подлинной жизненной реальности со всей мерой нравственной ответственности автора за это воплощение. Наше обращение к творчеству Александра Исаевича

Солженицына обусловлено масштабом его личности и тем значением, которое эта фигура имеет для истории развития общественной мысли России второй половины ХХ века и истории литературы того же периода. Вот как цитирует самого Солженицына исследователь Спиваковский: "А истина, правда, во всем мировом течении одна, Божья". По всей видимости, именно на таком понимании истины как божественного Промысла, на бесконечном доверии к жизни как к сфере, в которой неявно для нас присутствует замысел Божий, и создавался художественный мир А.И. Солженицына.

Человеку ХХ века век ХIХ представляется золотым. Но Пушкин называл свой век "жестоким", Баратынский - "железным". На всем протяжении ХIХ столетия в России и в Европе раздавались голоса, предупреждавшие о шаткости такого мирового порядка, который обещает бесконечный путь развития. И в начале ХХ века, вместо торжества Прогресса, разразилась мировая катастрофа. Очевидно, мы должны были вследствие духовных потерь ХVIII и XIX века, пройти через ад ХХ века. Смысл русского ХХ века Солженицын формулирует как расплату, которая была предъявлена историей за революционные увлечения и либеральные заблуждения. "Я многие годы страдал: ну за что такая несчастная судьба у России! И я понял: значит, вот это и есть узкие, страшно тяжкие ворота, через которые мир должен пройти. Просто Россия прошла первая. Мы все должны протиснуться через этот ужас". Солженицын говорит о перерождении гуманизма в ХХ веке, того рационалистического гуманизма, которому раньше удавалось смягчить зло и жестокость, однако в ХХ веке дважды взорвались "котлы запредельных жестокостей". По Солженицыну на ХХ веке лежит неизмеримо большая вина за катастрофу истории. Солженицын-историк пишет о народе, который не оправдал звание богоносца и добровольно сочетался с коммунизмом. "Приходится признать, - пишет Солженицын, - что весь ХХ век жестоко проигран нашей страной; достижения, о которых трубили, все - мнимые. Мы сидим на разорище". И в другом месте: "Не уклонимся осознать и страшней: русский народ в целом потерпел в долготе ХХ века - историческое поражение, и духовное, и материальное". Образы русской смуты - и Первой (в исторических образах), и Второй, в 1917-1918 годах, и Третьей, времен "России в обвале" ("лихие девяностые"), наполняют художественную прозу и актуальную публицистику писателя. Обсуждение сочинений А.И. Солженицына и его судьбы, как показывает опыт общения с читателями, затрагивает самую сердцевину мировосприятия людей, самый чувствительный нерв их сознания. Солженицын остается сегодня "болевой точкой" России и русского читателя. [Круглый стол "Солженицын и ХХ век" 2008: С. 16-17]

Академик Раен Валентин Никитин верно подметил: "Мир действительно вступил в апокалипсическую эпоху, вот отчего нам кажется, что "протонные струи" в опытах современных физиков-ядерщиков могут взорваться в "черную дыру", вызвать планетарную катастрофу и породить гекатомбу жертв… Стремление заглянуть за роковую завесу, предощущение того, что близко, что при дверях есть, присуще не только религиозному сознанию, но и сознанию каждого мыслящего человека".

Объект исследования. Проза Александра Исаевича Солженицына ("Захар Калита", "Матренин двор", "Правая кисть", "Раковый корпус", "Эго").

Предмет исследования. Формы и способы применения апокалипсических мотивов в произведениях Солженицына как метод художественно-дидактического осмысления окружающей действительности.

Цели и задачи работы. Целью данной работы является раскрытие основных апокалиптических мотивов в прозе Солженицына.

Данная цель достигается решением следующих задач:

- Определить общую характеристику Апокалипсиса.

- Выявить актуальность и значимость данной тематики в современной русской литературе.

- Обозначить на примерах отдельных произведений Солженицына апокалипсические мотивы и их значимость в контексте данных текстов.

- Доказать необходимость и уместность этого явления в контексте творчества данного писателя в целом.

Делись добром ;)