Введение
Тема нашей курсовой работы - «Архетип трикстера в романе Ч.Диккенса “Посметрные записки пиквикского клуба”». Причина обращения к теме состоит в стремлении изучить характер трансформации мифов о культурном герое-трикстере в процессе формирования образа трикстера в современной культуре на основании исследования первого романа английского писателя Ч.Диккенса. Постановка этой проблемы делает возможным дальнейшие исследования, направленные на выяснение причин распространенности и модификаций этого образа.
Будучи одной из поистине универсальных фигур в мировой мифологии, трикстер традиционно рассматривается как пародийный спутник (дублер) культурного героя: его враг или неумелый подражатель-соперник. Трикстер находится на границе игры и действительности. Сама жизнь по трикстеру оформлена особым игровым образом. По правилам, которые он задает, живут все окружающие его. Недаром человек чувствует себя игрушкой в руках «случая», который парализует его волю и действия.
Трикстер задает динамику и направление развития мира и управляет элементами мира. Культурный герой создает нечто, чему его антипод трикстер придумывает противоположный элемент.
Трикстер - это та самая неожиданность, случайность, которая всегда некстати и которая всегда держит в напряжении, в готовности к ответному действию. Каждый элемент мира оказывается запрограммированным на ожидание своего «отрицания». Задача трикстера не разрушить, а вызвать ответную реакцию, которая обернется новым созиданием. Пока в мире идет подобный диалог - мир живет и развивается.
Актуальность. Трикстер представляет собой один из наиболее значимых образов, присутствующий в своих различных манифестациях на всех этапах человеческой культуры. Актуальность данной курсовой работы заключается в разрешении вопроса об архетипе трикстера, который исследован не до конца, т.к источников на русском языке сравнительно мало.
Цель: Раскрыть значение образа трикстера и проанализировать специфику его актуализации в романе Ч. Диккенса «Посмертные записки Пиквикского клуба».
Задачи:
1) Сформулировать представление об архетипе трикстера;
2) Проанализировать произведение Ч.Диккенса на предмет выявления архетипа трикстера;
3) Определить значение, которое приобретает образ трикстера в романе Ч. Диккенса.
Основными методами, применёнными в исследовании, являются аналитический, сравнительно-исторический, описательный и сопоставительный.
Структура: курсовая работа состоит из двух глав. Содержание первой главы посвящено выявлению особенностей архетипа трикстера на основе изучения исследовательской литературы.
Вторая глава представляет собой исследование конкретного произведения. Основная задача - показать в произведении Ч.Диккенса «Посмертные записки Пиквикского клуба» образ трикстра - Сэма Уэллера и доказать это на соответствующих примерах из текста.