logo
Бернард Шоу "Пигмалион": функции послесловия

Введение

Бесчисленные нити, неразрывно связывающие между собой произведения, порождение человеческого духа, с жизнью их автора, затягиваются в особо сложный, неразрешимый узел, стоит приблизиться к той грани, которая их ограничивает, отделяет произведение от его отсутствия, недеяния, а жизнь -- и бесконечно открытый в каждой своей точке процесс, и замкнутое пространственно-временными границами конечное единство -- от ее противоположности, отсутствия и жизни, и смерти. Подведение черты под сведенными вместе текстами всякий раз невольно грозит и понимаемой как бесконечный процесс жизни автора, выставляя в ее "корпускулярно-волновой" природе напоказ одну, материально конкретизируемую, находящую себе выражение в жизнеописании ипостась; подобный жест уже подразумевает своего рода подводящее итог суммирование, перевод разрозненной череды отдельных произведений в инобытие некоего высшего единства -- Lкuvre, произведения, одним из действующих лиц, персонажей которого так или иначе оказывается и ставшее имя автора, оторванное от становления его жизни, -- что вдобавок к и без того навязывающему себя историческому неминуемо добавляет и другое -- биографическое -- измерение. Отсюда, в общем-то, и наследуется традиционная архетипическая схема адекватно развернутого -- в совершенном времени -- послесловия: знакомство с как бы незнакомым автором, биография писателя на фоне исторической канвы, обоснование текста, общая оценка его творчества -- с предложением той или иной его трактовки, обзор критики и т.п.