logo
Библейские мифологемы и их интерпретация в современной художественной прозе (на примере романов В. Шарова, А. Варламова, Ф. Горенштейна)

ВВЕДЕНИЕ

Литературно-художественное творчество и религия в России, по мнению большинства исследователей, всегда имели более тесные и напряженные отношения, чем в западных культурах. В творчестве русских писателей большую роль играли религиозно-этические элементы, определявшие тематику произведений и арсенал художественных средств.

Несмотря на то, что до революции церковь играла большую роль в жизни общества, религиозный поиск вне церкви издавна был присущ русской нации. В начале ХХ века этой проблеме особое внимание уделяли религиозные философы (Н.А. Бердяев «Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX века и начала XX века» [3], Г.В. Флоровский «Пути русского богословия» [41], Г.П. Федотов «Трагедия интеллигенции» [40]). В своих работах исследователи утверждали, что богоискание заложено в русской душе, и, пребывая практически в постоянном конфликте с официальной церковностью, русская интеллигенция вела собственный религиозный поиск вне церковных стен, и даже атеистические течения в России имели религиозный характер. В конце ХХ века Ю.М. Лотман в статье «Русская литература послепетровской эпохи и христианская традиция» (1991) [24] и Ж. Нива в монографии «Возвращение в Европу» (1999) [29], касаясь специфики религиозности русского человека, приходят к аналогичным выводам.

Актуальность темы курсовой работы определяется эволюцией «библейского» текста в современной русской прозе, его востребованностью в раскрытии «вечных» вопросов бытия и духовном становлении личности.

В курсовой работе творчество современных писателей рассматривается в русле одной из самых заметных тенденций современного литературного процесса -- нового осмысления писателями христианской, православной проблематики в изменившейся социокультурной ситуации.

Современная эклектика стиля и разность творческих методов оставляет нам возможность целостного анализа, исходя из принципов структурно-семантического единства текста, которые восходят к концептуальной традиции мифопоэтической школы (художественный мир в триаде мотив--мифологема--архетип).

Цель работы -- всесторонне изучить интерпретацию библейских мотивов в современной русской прозе, основываясь на единстве творческого метода и мировоззрения конкретного писателя.

Задачи:

· Выявление ветхозаветной и новозаветной традиций в произведениях писателя, определение гуманистических идей произведений, связанных с христианской (и шире библейской) этикой и философией.

· Исследовать подходы в интерпретации библейских мифологем в художественном тексте: как с точки зрения религиозно-духовной традиции, так и методологии анализа подобных текстов.

· Изучение структурно-семантических единиц в контексте библейской мифопоэтики: мифологем, мотивов, аллюзий, религиозной семантики образов, при анализе которых необходимо четко определить их функцию в тексте того или иного произведения (на примере романов В. Шарова, Ф. Горенштейна, А. Варламова).

· Анализ религиозной позиции писателя, проявляющейся в непосредственном введении в текст произведения идей, тем, мотивов, мифологем, связанных с определенным религиозным толкованием. Мы утверждаем, что надо четко представлять, зачем писатель в своем произведении интерпретирует определенные библейские мифологемы, как это связано с его мировоззренческой установкой.

Объект исследования -- корпус текстов современной русской прозы.

Предмет исследования -- модификации библейских структурно-содержательных компонентов (мифологем, мотивов и т.п.) художественного текста.

Теоретическая база исследования. В своей работе мы опирались на исследования В.А. Котельникова, И.А. Есаулова, П.Е. Бухаркина, М.М. Дунаева, А.М. Любомудрова.

В ходе решения задач были использованы следующие методы исследования: анализ и синтез, системный подход при рассмотрении эмпирического материала, структурный анализ, сравнительно-типологический метод.

Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

В первой главе «“Библейский текст” и русская литературная традиция» рассматриваются библейские и христианские мотивы в литературной рефлексии: историко-культурный ракурс; русская литература и христианство: методологический аспект; теоретические основания работы в преломлении мифопоэтической традиции.

Во второй главе «Современная русская проза в контексте библейской мифопоэтики» рассматриваются произведения В. Шарова, А. Варламова, Ф. Горенштейна.