2.2 Семантическая классификация глаголов говорения по Л.М. Васильеву
Л.М. Васильев в работе «Семантические классы глаголов чувства, мысли и речи» дают несколько иную классификацию глаголов речи:
1. Глаголы характеризующие внешнюю сторону устной или письменной речи: ПРОИЗНОСИТЬ и ПИСАТЬ. Вариантная схема идентифицирует нейтральные глаголы ПРОИЗНОСИТЬ, ГОВОРИТЬ и др.
В сочетании с приставками глаголы этого класса полуют разные значения:
-Начинательности: ЗАГОВОРИТЬ, ЗАКРИЧАТЬ и др,
- Завершительности: ДОГОВОРИТЬ, ДОЧЕТАТЬ и др,
- Незавершенности: НЕДОГОВОРИТЬ, НЕДОСКОЗАТЬ и др.
2. Глаголы характеризующие содержание мысли, выражаемые по средствам устной или посменной речи.
К этому классу относится как нейтральные глаголы: ВЫСКАЗЫВАТЬ, ГОВОРИТЬ, ВЫРОЗИТЬСЯ, и др, а также их фразиологиекие синонимы с дополнительными словами (говорить вздор, ахинею и тд). Эти глаголы в соединении с приставками осложняются:
- Начинательности: ЗАГОВОРИТЬ, ЗАБОЛТАТЬ, и тд.
- Завершительности: ДОГОВОРИТЬ и тд,
- Определенные ограничительности: ПРОГОВОРИТЬ, ПРОБОЛТАТЬ и тд.
3. Глаголы характеризующие коммуникативную сторону устной и письменной речи: СООБЩАТЬ, ПЕРЕДОВАТЬ, ГОВОРИТЬ и др.
Остальные сообщения маркированы дополнительными словами «Широко, громко, тихо и тд».
4. Глаголы со значением речевого взаимодействия и контакта:
А) Ядерными словами здесь выступают глаголы: РАЗГОВАРИВАТЬ, ДОГОВАРИВАТЬСЯ, СПОРИТЬ, ОБСУЖДАТЬ и др. Все глаголы этого подкласса тождественны друг другу.
Особенностью их является то, что они не употребляются с конструкциях с прямой речью.
Б) Глаголы речевого контакта. К ним относятся глаголы с опорными словами: СПРАШИВАТЬ, ОТВЕЧАТЬ, СОГЛАШАТЬСЯ, ВОЗРОЖАТЬ и др.
Характерной их особенностью является то что они означают реплики диалогической речи.
5. Глаголы со значением побуждения, выраженные посредством устной или письменной речи: ПРОСИТЬ, ПРИКАЗЫВАТЬ, ЗАПРЕЩАТЬ и др. Особенностью глаголов этого класса является их сочетаемость с инфинитивом.
6. Глаголы со значением эмоционального отношения и оценки, выражаемых посредством устной и письменной речи:
А) глаголы со значением эмоционального отношения. Сюда входят группы глаголов с опорными словами: ОБИЖАТЬ, НАСЕХАТЬСЯ и др. Все они выражают эмоциональное отношение субъекта речи к какому-либо другому лицу.
Б) глаголы со значением оценки. Эти глаголы делятся на 2 разряда:
-со значением отрицательной оценки: КЛЕВЕТАТЬ, ОГОВАРИВАТЬ и др.
со значением положительной оценки: ХВАЛИТЬ, ОДОБРЯТЬ, ХВАСТАТЬСЯ и др. Эти глаголы сочетаются с приставками, которые придают им дополнительные значения:
начинательности : ЗАРУГАТЬ, ЗАХВАЛИТЬ и др.,
завершительности: ДОХВАЛИТЬ, ДОРУГАТЬ и др.,
накопительности: НАКЛЕВЕТАТЬ, НАХВАЛИТЬ и др.
Классификация Л.М.Васильева расширяет диапазон глаголов говорения по сравнению с классификацией В.И.Кодухова. Л.М.Васильев включает в классификацию ряд глаголов, которые Кодухов выносит за рамки говорения.