logo search
Глаголы говорения

2.2 Семантическая классификация глаголов говорения по Л.М. Васильеву

Л.М. Васильев в работе «Семантические классы глаголов чувства, мысли и речи» дают несколько иную классификацию глаголов речи:

1. Глаголы характеризующие внешнюю сторону устной или письменной речи: ПРОИЗНОСИТЬ и ПИСАТЬ. Вариантная схема идентифицирует нейтральные глаголы ПРОИЗНОСИТЬ, ГОВОРИТЬ и др.

В сочетании с приставками глаголы этого класса полуют разные значения:

-Начинательности: ЗАГОВОРИТЬ, ЗАКРИЧАТЬ и др,

- Завершительности: ДОГОВОРИТЬ, ДОЧЕТАТЬ и др,

- Незавершенности: НЕДОГОВОРИТЬ, НЕДОСКОЗАТЬ и др.

2. Глаголы характеризующие содержание мысли, выражаемые по средствам устной или посменной речи.

К этому классу относится как нейтральные глаголы: ВЫСКАЗЫВАТЬ, ГОВОРИТЬ, ВЫРОЗИТЬСЯ, и др, а также их фразиологиекие синонимы с дополнительными словами (говорить вздор, ахинею и тд). Эти глаголы в соединении с приставками осложняются:

- Начинательности: ЗАГОВОРИТЬ, ЗАБОЛТАТЬ, и тд.

- Завершительности: ДОГОВОРИТЬ и тд,

- Определенные ограничительности: ПРОГОВОРИТЬ, ПРОБОЛТАТЬ и тд.

3. Глаголы характеризующие коммуникативную сторону устной и письменной речи: СООБЩАТЬ, ПЕРЕДОВАТЬ, ГОВОРИТЬ и др.

Остальные сообщения маркированы дополнительными словами «Широко, громко, тихо и тд».

4. Глаголы со значением речевого взаимодействия и контакта:

А) Ядерными словами здесь выступают глаголы: РАЗГОВАРИВАТЬ, ДОГОВАРИВАТЬСЯ, СПОРИТЬ, ОБСУЖДАТЬ и др. Все глаголы этого подкласса тождественны друг другу.

Особенностью их является то, что они не употребляются с конструкциях с прямой речью.

Б) Глаголы речевого контакта. К ним относятся глаголы с опорными словами: СПРАШИВАТЬ, ОТВЕЧАТЬ, СОГЛАШАТЬСЯ, ВОЗРОЖАТЬ и др.

Характерной их особенностью является то что они означают реплики диалогической речи.

5. Глаголы со значением побуждения, выраженные посредством устной или письменной речи: ПРОСИТЬ, ПРИКАЗЫВАТЬ, ЗАПРЕЩАТЬ и др. Особенностью глаголов этого класса является их сочетаемость с инфинитивом.

6. Глаголы со значением эмоционального отношения и оценки, выражаемых посредством устной и письменной речи:

А) глаголы со значением эмоционального отношения. Сюда входят группы глаголов с опорными словами: ОБИЖАТЬ, НАСЕХАТЬСЯ и др. Все они выражают эмоциональное отношение субъекта речи к какому-либо другому лицу.

Б) глаголы со значением оценки. Эти глаголы делятся на 2 разряда:

-со значением отрицательной оценки: КЛЕВЕТАТЬ, ОГОВАРИВАТЬ и др.

со значением положительной оценки: ХВАЛИТЬ, ОДОБРЯТЬ, ХВАСТАТЬСЯ и др. Эти глаголы сочетаются с приставками, которые придают им дополнительные значения:

начинательности : ЗАРУГАТЬ, ЗАХВАЛИТЬ и др.,

завершительности: ДОХВАЛИТЬ, ДОРУГАТЬ и др.,

накопительности: НАКЛЕВЕТАТЬ, НАХВАЛИТЬ и др.

Классификация Л.М.Васильева расширяет диапазон глаголов говорения по сравнению с классификацией В.И.Кодухова. Л.М.Васильев включает в классификацию ряд глаголов, которые Кодухов выносит за рамки говорения.