logo search
"Записки из подполья" как исток философии экзистенциализма Ф.М. Достоевского

2.3 Философия Парадоксалиста и Достоевского

«Лучшие люди" твердили о торжестве разума, о великой цели гуманизма, а подпольщик о том, что "всякое сознание -- болезнь", "лучшие люди" выдвигали Великие Идеи, не задумываясь о том, как они сообразуются с «живой жизнью», а подпольный «человек не только не скрывает ее, но даже эпатирует ею. Все идеи (даже самые любимые) становятся для Достоевского проблематичными, все должны выдержать испытание» http://lib.meta.ua/book/9885/.

Можно спорить о том, в какой мере в антигерое подполья Достоевский "сгустил" себя, но, сравнивая «Записки» с «Дневником писателя», слишком часто мы видим поразительную тождественность если не характеров, то идей этого антигероя и самого писателя. Розанов считал, что идеи «Записок» -- первая линия миросозерцания Достоевского, включающего как само подполье, так и его отрицание: "Сам знаю, как дважды два, что вовсе не подполье лучше, а что-то другое, совсем другое, которого я жажду, но которого никак не найду!" Там же

Общую тему в творчестве Достоевского и философии экзистенциализма, проблему свободы и ответственности, лучше всего рассматривать по другим произведениям писателя «Преступление и наказание» и «Братья Карамазовы».

Но что такое, по сути, свобода? У экзистенциалистов свобода -- один из определяющих моментов «подлинности» человеческого существования. Человек, зависящий от «озабоченного мира»», не свободен. Свобода -- это внутренняя творческая энергия человека, она зависит не от внешнего мира, а от соответствия поступков человека его собственной экзистенции. Но, ставя свою личную свободу превыше всего, личность попадает в ситуацию, которая хранит глубокую опасность: что ждет человека, реализующего свою свободу, -- прорыв к подлинности существования или разрушение личности?. Если для человека нет Бога, то все позволено. Ф.М. Достоевский пришел к выводу, что чем больше свобода, тем больше ответственность за свои поступки, за свою жизнь и жизнь окружающих людей. «Подполье, -- считает Латынина, -- не «мир свободы», а мир человеческих отношений… Достоевский мыслит взаимодействие между этими двумя мирами совершенно по-иному, чем экзистенциализм, выворачивающий на изнанку традиционно-гуманистическое понимание отношений личности и общества» Латынина А.Н. Достоевский и экзистенциализм, с. 236

Достоевский всегда выступал против «всемости». Почему индивидуалистическое начало в таком случае вдруг стало болевой точкой Достоевского? Откуда такая экзистенциальность? «Записки» это всего лишь реакция на сибирские годы его? Нытье старых ран? «Нет, нет и нет! -- заявляет И.И. Гарин, -- «Царство Божие наступит тогда, когда вы снова будете ходить нагие и не будете стыдиться, учил Христос». Вот и разгадка: он [Достоевский] не боялся обнажиться. Эксгибиционизм духа опасен, но он же -- последняя надежда» http://lib.meta.ua/book/9885/

Поэтому «подполье» -- не апогей индивидуализма, это его крах. «Подпольный» человек в отличии от человека «нормального», не только сознательнее, но, что самое главное, искреннее, в первую очередь, перед собой. Он выводит самые темные стороны своей души, вскрывает самые неприятные нарывы. Он просто честен с собой. Подполье -- признак развитости сознания. Без подполья жизнь -- лакированная ложь, суесловие, лицемерие, фальшь.

Основой философии Парадоксалиста можно считать понятие «каменной стены» («законы природы, выводы естественных наук, математика. Уж если докажут тебе, что человек от обезьяны произошел, так уж и нечего морщиться, принимай как есть..»). по мнению героя, «каменная стена» это «отвод» для «нас, людей думающих».

С темой «каменной стены» соприкасается понятие «хрустального дворца». Тому, что свято для «нормального человека», Парадоксалист с удовольствием бы «показал кукиш». Он размышляет: «Уничтожьте мои желания, сотрите мои идеалы, покажите мне что-нибудь лучше, и я за вами пойду», а пока «да отсохни у меня рука, коль я хоть один кирпичик на такой капитальный дом принесу!» Достоевский Ф.М. Записки из подполья, с. 80. По мнению А.А. Гарина, то, что неприемлемо для нас в подпольном -- «даже не его вневременность, а его отношение к хрустальному дворцу. Самим фактом своего существования он подрывает его, не говоря уж о том, что не скрывает своего отношения к нему». Когда будет выстроен хрустальный дворец, говорит парадоксалист, станет ужасно скучно, ибо человек превратится в «муравья», «штифтик», а жизнь -- в расписание, «табличку». Но этому будущему не бывать, ибо ему противостоит "живая жизнь", человек реальный, созданный Богом.

«Подпольный человек» восстает против Разума. Л. Шестов и Р. Харпер считают, что это есть и позиция самого Достоевского. Однако они не учитывают всех целей, которые преследовал писатель, подвергая критике разум. Да, Парадоксалист идет против «стены» -- незыблемых законов природы, естественного развития, необходимости, и это очень похоже на позицию Шестова, сделавшего борьбу против разума главной темой своей философии.

«Хотение… совершенно и упрямо разногласит с рассудком», -- говорит Парадоксалист, утверждая, что суть человека именно в том, чтобы подчиняться хотению, а не рассудку, хотя бы и вопреки собственной выгоде. «А что если так случится, что человеческая выгода иной раз не только может, но даже и должна именно в том состоять, чтоб в ином случае себе худого пожелать, а не выгодного?» Достоевский Ф.М. Записки из подполья, с. 62 -- это ли не иррационально? Выгоды, уверен подпольный человек, посчитаны неправильно. Есть еще одна выгода, которая не может уложиться ни в какую классификацию. Эта «самая выгодная выгода» называется «самостоятельным хотением». Ведь человек «глуп феноменально» и «неблагодарен так, что поискать другого, так не найти», и любит человек действовать «вовсе не так, как повелевали ему рассудок и выгода» Там же, с. 68. А если подогнать все под одну черту, придумать какую-нибудь формулу для человеческих «хотений», жить по «дважды два четыре», то человек превратится из Человека в «органный штифтик».

Парадоксалист говорит: «рассудок, господа, есть вещь хорошая, но рассудок есть только рассудок и удовлетворяет только рассудочной способности человека, а хотенье есть проявление всей жизни…» Там же, с. 70. «Хотение» даже если приносит нам вред и противоречит самому здравому рассудку, «сохраняет нам самое главное и самое дорогое, то есть нашу личность и индивидуальность» Там же, с. 71-72.

В этих размышлениях мы видим Достоевского. Но неужели до ужаса циничная фраза «Свету ли провалиться, или мне вот чаю не пить? Я скажу, что свету провалиться, а чтоб мне чай всегда пить» -- есть тоже отражение мировоззрения Достоевского? Шестов уверен, что Достоевский создал своего антигероя как антураж для изложения собственных взглядов, которые не осмелился бы высказать прямо.

Но против чего направлен иррациональный бунт Парадоксалиста? Что именно в разуме кажется Достоевскому неприемлемым? Сам разум или аморальное его использование? Именно второе. Достоевский критикует те ухищрения разума, которые освобождают от нравственных норм.

Критика разума не означает у Достоевского прославление иррационализма. Бердяев пишет, что Достоевский на стороне «подпольного человека», протестующего против рационализации человеческой природы и общества и верящего в неосуществимость подобной рационализации: «Всегда остается иррациональный остаток, и в нем -- источник жизни» http://www.vehi.net/berdyaev/dostoevsky/.

Окончательно расставаясь с отвлеченными и абстрактными идеями своей мо-лодости, бесплодно будоражащими общество, Достоевский противопоставлял им много-образие «живой жизни», выходящей за пределы рассудка и не желающей считаться с его расчетом.

Что же такое «живая жизнь» для Достоевского? Парадоксалисту мешает жить «живой жизнью» его замкнутость, его закрытый для других мир. «Подлинной» жизнью в романах писателя живут не Ипполит, не Парадоксалист, не Версилов или Раскольников, а Соня и Лиза, князь Мышкин, Алеша Карамазов и Зосима. Они находятся не в состоянии вражды с обществом, не в «подполье», они готовы принять на себя грехи людей, искупить их, очистить общество от скверны.

По мнению Вл. Соловьева, тот положительный общественный идеал, к которому пришел Достоевский тесно связан с Верой, Церковью и идеалом Христа. Трагедия Парадоксалиста в том, что он до конца так и не пришел к Вере.

Н. Кашина отмечает: «Идеальное для Достоевского общественное бытие -- это нравственное единство, любовное объединение людей на основе благих для всех и каждого целей деятельности. С этих позиций не только общественная бездеятельность, но и деятельность эгоистическая также рассматривается как неучастие в «живой жизни» «Записки из подполья» -- проблема авторской позиции Н. Кашина. Трагедия «подполья», с. 197