ВЫВОД
За многолетнюю историю толкования Достоевского многие исследователи называли его творчество «прелюдией» в экзистенциализму. Кто-то считал его творчество экзистенциальным, но самого Достоевского не экзистенциалистом.
Многие вкладывают в речь Парадоксалиста из «Записок из подполья» мысли самого Ф.М. Достоевского. Как, например, Лев Шестов, который «безоговорочно занял сторону личности, сторону «подпольного человека», утверждающего свой «своевольный каприз» Латынина А.Н. Достоевский и экзистенциализм, с. 223. Другие, как М. Гус, полагавший, что Достоевский «делал такую проверку (проверку истинности идеалов -- прим. наше) методом доказательства от противного, ставя в своих произведениях один психологический и философский эксперимент за другим» М. Гус, Рок и воля., с. 232..
Но мы согласимся с А.Н. Латыниной в том, что «ни одну идею, содержащуюся у Достоевского, нельзя рассматривать как окончательную. Достоевский -- своего рода диалектик, и он показывает взаимодействие идей, их неотрывность друг от друга» Латынина А.Н. Достоевский и экзистенциализм, с. 225. Каждому тезису у писателя обнаруживаем свой антитезис.
В ходе нашего исследования мы постарались ответить на интересующий нас вопрос «Можно ли считать Достоевского экзистенциалистом?» и пришли к выводу, что полное отождествление писателя с философами-экзистенциалистами неправомерно.
Концепция личности в философии экзистенциализма противоположна гуманистической: ситуация человека в мире безысходно трагическая. Такая концепция обуславливает появление замкнутости сознания, индивидуализма.
У Достоевского же концепция человека сходна с экзистенциальной в том, что ввиду этой темы поднимается проблема кризиса и дана критика рационалистически-гуманистической концепции личности. Но выход из него Достоевский видит не в отказе от гуманизма, а в его углублении. Достоевский не разуверился в человеке. Он видит трагизм судьбы человека в мире, сложность отношений личности и общества Там же, с. 258.
Проблемы, затронутые Достоевским в его произведениях, отражены в последующих работах философов-экзистенциалистов, ведь вопросы «кто такой человек?», «какова его сущность?», «что такое жизнь для него?» сугубо экзистенциальны.
Можно сказать, что Достоевский действительно много дал экзистенциализму, ставя перед собой и миром «проклятые вопросы» и не всегда давая на них свой ответ.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Достоевский Ф. М. Записки из подполья: повесть. -- СПб.: Издательский Дом «Азбука-Классика», 2008. -- 256 с.
2. Громова Н. А. Достоевский: документы, дневники, письма, мемуары, отзывы литературных критиков и философов. -- М.: «Аграф», 2000. -- 240 с.
3. Гус М. Рок и воля. -- М. : «Знамя», 1968. -- № 7.
4. Кашина Н.В. человек в творчестве Достоевского. -- М.: Худож. лит., 1986. -- 318 с.
5. Латынина А.Н. Достоевский и экзистенциализм // Достоевский-- художник и мыслитель : сб. статей. -- М. : Изд. «Художественная литература», 1972. -- 688 с.
6. Михновец Н. «Записки из подполья»: проблема пути // Достоевский Ф. М. Записки из подполья: повесть. -- СПб.: Издательский Дом «Азбука-Классика», 2008. -- 256 с.
7. Мосолков Ф.А. Своеобразие выражения авторской позиции в повести Ф.М. Достоевского «Записки из подполья» : дипломная работа. -- Магадан, СВГУ, 2001. -- 31 с.
8. Новейший философский словарь / Сост. А.А. Грицанов. -- Мн.: Изд. В.М. Скакун, 1998. -- 896 с.
9. Радугин А. А. Философия : курс лекций. -- М.: Владос, 1995. 304 с.
10. Соловьев Вл. С.. Три речи в память Достоевского // Достоевский Ф. М. Записки из подполья: повесть. -- СПб.: Издательский Дом «Азбука-Классика», 2008. -- 256 с.
11. Шестов Л. Сочинения. / Сост., вступ. статья и прим. Поляков Л.В. -- М.: «Раритет», 1995. -- 431 с.
Электронные источники:
12. Аксючиц В. Духовная революция XIX века. Становление русской философии http://www.pravoslavie.ru/jurnal/ideas/duhrev07.htm
13. Бердяев Н. Миросозерцание Достоевского. http://www.vehi.net/berdyaev/dostoevsky/
14. Биография Ф.М. Достоевского. http://www.school-city.by/index.php?option=com_content&task=view&id=10784&Itemid=159
15. Гарин И.И. Многоликий Достоевский http://lib.meta.ua/book/9885/
16. Николаевская Т. Е. Достоевский и Бердяев. «Проклятые вопросы» Достоевского в европейском экзистенциализме. http://www.portalus.ru/modules/philosophy/rus_readme.php?subaction=showfull&id=1132101372&archive=1208465572&start_from=&ucat=1&
- ВВЕДЕНИЕ
- 1.2 Достоевский как экзистенциальный философ
- ГЛАВА 2. «ЗАПИСКИ ИЗ ПОДПОЛЬЯ» КАК ИСТОЧНИК ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОЙ ПРОБЛЕМАТИКИ
- 2.1 «Записки из подполья» -- проблема авторской позиции
- 2.2 Трагедия подпольного сознания -- «безмерная гордость и безмерное презрение»
- 2.3 Философия Парадоксалиста и Достоевского
- ВЫВОД