logo search
Проблема изучения сказки Антуана де Сент-Экзюпери "Маленький принц" в философском аспекте

История возникновения романа "Маленький принц" и его схожесть с другими произведениями писателя

История о маленьком принце возникло из одного из сюжетов романа "Планета людей" - история о случайной посадке писателя и механика в пустыне. Однако различные мотивы встречаются и в других предыдущих произведениях писателя: любовь Берниса и Женевьевы очень похожи на отношения, складывающиеся между принцем и розой, а тема отношений взрослого и ребенка встречается нам в романе "Южный почтовой".Л. Лунгина отмечает, что из всех произведений выпадает только одно - "Ночной полет”. Здесь другая тема, вернее, здесь не звучит любимая автором тема отношений взрослых и детей. Но, скорее всего, это не из-за сменившейся позиции писателя и не из-за смены интересов и принципов, а лишь потому, что она "не уложилась" в композицию произведения, писателю пришлось вычеркнуть ее, но только как негармоничную в данной ситуации и не более [Лунгина Л., 1986, с.23]

В теме "блудного сына”, раскрытой в произведении Антуана "Письма к заложнику" вновь предстают перед нами рано повзрослевшие дети, совсем забывшие свою внутреннюю детскую природу.

В "Военном летчике" писатель также раскрывает "детскую" тему, показывая детские воспоминания мальчика главного героя, перед нами предстают воспоминания детства. Через образ мальчика, расспрашивающего о служанке Пауле, можно провести параллель со смертью младшего брата писателя, Франсуа. Эта смерть не была обычной, страшной смертью - даже она была какой-то благостной, трогательной. Похожие чувства и настроения присутствуют и на протяжении всего романа "Маленький принц".

В "Цитадели” также есть подобные моменты. Делая вывод, мы отмечаем, что практически в каждом произведении Экзюпери читатель находит отголоски тем рассматриваемого нами романа.

Н.И. Вайсман и Р.Ф. Гарват отмечают, что это определяется тем, что у Экзюпери существуют определенные образы, символы, сюжетные линии и ключевые моменты, которые "кочуют" из произведения в произведение. Например, такой элемент как вода - символ жизни, "утоляет жажду затерянных в песках людей, источник всего существующего на земле, пища и плоть каждого, та субстанция, которая дает возможность возрождения". В рассматриваемом нами романе писатель наполнил данный символ философским содержанием. Как известно, вода это одна из вечных истин, которые существовали и будут существовать всегда, она обладает жизненной мудростью. И наоборот, в противовес ей символ пустыни означает разрушенный, безжизненный мир, который убивает человека как физически, так и духовно.

Рассмотренная выше тема получает развитие и в романе "Маленький принц", но с уже с более философской точки зрения. Как становится понятно, над данным произведением Экзюпери очень долго работал, и его можно с успехом назвать самой лучшей его работой. Точно та же тема и в "Маленьком принце”, но здесь она получает более глубокое развитие. Ни одно свое произведение Сент-Экзюпери не писал и не вынашивал столько времени, сколько "Маленького принца” [Вайсман Н.И., Гарват Р.Ф., с.38]

Если же брать за основу произведения работы других писателей, то прообразом "Маленького принца" можно считать народную сказку с примерно таким сюжетом: прекрасный принц страдает из-за несчастной любви и покидает родительский дом и путешествует в поисках приключений и счастья. Он ищет так же славу, чтобы с помощью неё покорить сердце прекрасной принцессы. Сент-Экзюпери берет за основу этот сюжет, но переосмысливает его, добавляет ироничности. Его принц - еще ребенок, страдающий от любви к безумному и шаловливому цветку. Малышу приходится сражаться не с монстрами, а с людьми, которые потеряли себя как личность, и стали эгоистичными и мелочными. В произведении писателя не идет речь о счастливом конце.