logo search
Сопоставление понимания смысла и счастья жизни героями рассказов Б. П. Екимова и современными подростками

Понимание счастья и смысла жизни современными подростками в сравнении с героями рассказов Б. П. Екимова

Для выяснения того, как понимают счастье и смысл жизни современные подростки, в школе №98 был проведен социологический опрос среди учащихся 7-11 классов. В опросе участвовало 118 человек, из них 7-8 классы - 47 человек, 9-11 классы - 71 человек. Ребятам были предложены вопросы:

1. В чем я вижу смысл жизни?

2. Для чего я живу?

3. Что такое для меня счастье?

4. Наивысшая радость - это …

5. Самая большая беда - это …

6. Главное в жизни - это …

7. Мелочи жизни - это …

8. Радости жизни - это …

9. Быть человеком - значит …

10. За что я люблю жизнь?

На некоторые вопросы не все ученики дали ответы. Нами были проанализированы отдельно ответы учащихся 7-8 классов и 9-11.

Эти же вопросы по телефону мы задали писателю Б. П. Екимову. Он сказал: «Всё в моих рассказах, я в них ответил на все вопросы», но всё же согласился дать краткие ответы:

1. В жизни.

2. Для того, чтобы жить.

3. Жизнь.

4. Жизнь.

5. Смерть близких.

6. Жить.

7. Все, кроме самой жизни.

8. Их много. Всех не перечислишь. Радости приносит каждый день. Близкие люди, природа, многое другое.

9. Быть Человеком.

10. За то, что это жизнь человеческая.

Мы сравнивали, конечно, не только с этими лаконичными ответами, но и с высказываниями писателя в прессе и с пониманием счастья и смысла жизни его героями.

7-8 классы

Нас интересовало, есть ли общее в понимании смысла жизни учащимися 7-8 классов и екимовскими героями.

Мы построили диаграмму и сравнили процент ответов, отличающихся от понимания смысла жизни героями Екимова с процентом ответов, схожих с ними. Результат нас удивил: по девяти из десяти вопросов больше было общих ответов.

Давайте же рассмотрим, какие ценности на первом месте у младших подростков, и в чем именно они совпадают или не совпадают с ценностями героев произведений Екимова. Проанализируем, в чем смысл жизни, для чего они живут, что такое для них счастье.

Анализируя ответы на вопросы учащихся 7-8 классов, мы получили следующие результаты:

Вопрос «В чем я вижу смысл жизни?»

Таблица важности ценностей, построенная по убыванию значимости

Ценности

Кол-во ответов

1

Жить. Радоваться жизни

11

2

Достижение своих целей.

10

3

Получить образование.

9

4

Жениться (выйти замуж).

5

5

Любить.

3

6

Помогать другим людям.

3

7

Построить дом, посадить дерево и вырастить ребенка.

2

8

Работа.

2

9

Уважать тех, кто отдал жизнь за нас.

1

10

Беречь все лучшее.

1

11

Помогать родине.

1

12

Приносить радость людям.

1

13

Найти себя.

1

14

Чтобы тебя уважали.

1

15

Раскрыть талант.

1

16

Вырасти.

1

17

Счастье, благополучие и здоровье своей семьи.

1

18

Быть честным и справедливым человеком.

1

19

Радоваться обычным вещам.

1

20

Оставить какой-то след в мире.

1

21

Поиск открытий и познаний.

1

Смысл жизни, во-первых, ученики видят в самой жизни, в том, чтобы радоваться ей. Это абсолютное совпадение с Екимовым. Во-вторых, в достижении своих целей, в-третьих, в получении образования - это отличие. Только несколько человек увидели смысл жизни в том, чтобы любить, помогать людям, то есть, в деятельности не для себя, а для других. Были единичные ответы: «Приносить радость людям», «Помогать родине». Именно они близки деятельной доброте екимовских героев. Работу же в качестве смысла жизни определили всего 2 человека из 47, в то время как труд был одной из высших ценностей в произведениях Екимова.

Вопрос «Для чего я живу?»

Таблица важности ценностей, построенная по убыванию значимости

Ценности

Кол-во ответов

1

Продолжать свой род.

7

2

Радовать себя и других.

7

3

Добиться цели.

7

4

Для родных.

4

5

Приносить людям счастье.

3

6

Общаться, дружить.

2

7

Получить образование.

2

8

Внести частичку себя в этот мир.

2

9

Помогать маме.

2

10

Для своего будущего.

2

11

Внести вклад в развитие нашей страны.

1

12

Вырасти.

1

13

Познать жизнь.

1

14

Попробовать все в жизни.

1

15

Помогать людям.

1

16

Познать этот мир.

1

17

Для себя.

1

Для чего же они живут? Самое главное для того, чтобы продолжить свой род, добиться цели, радовать себя и других. Лишь немногие ответы были схожи с екимовскими: «Для того, чтобы приносить людям счастье», «Внести вклад в развитие нашей страны», «Помогать людям». А один был резко противоположен им: «Для себя».

Вопрос «Что такое для меня счастье?»

Таблица важности ценностей, построенная по убыванию значимости

Ценности

Кол-во ответов

1

Любить и быть любимой (любимым).

7

2

Здоровье близких людей.

7

3

Когда в семье все хорошо.

6

4

Дружба.

6

5

Когда все счастливы.

5

6

Жизнь.

4

7

Окончить школу.

3

8

Добиться своей цели в жизни.

3

9

Когда люди тебя уважают.

3

10

Любая мелочь в жизни.

1

11

Жить не в России.

1

12

Хорошая работа.

1

Счастье для ребят в том, чтобы любить и быть любимыми; в здоровье близких людей; в дружбе; когда в семье всё хорошо; когда все счастливы. Для некоторых счастье - это жизнь. (Ответ писателя) Правда, несколько человек видят его в окончании школы и в достижении своей цели. Есть единичный ответ: «Жить не в России» - это тревожный симптом.

Вопрос «Наивысшая радость - это…»

Таблица важности ценностей, построенная по убыванию значимости

Ценности

Кол-во ответов

1

Когда есть семья.

10

2

Друзья.

6

3

Исполнение мечты.

3

4

Праздники.

3

5

Победа.

3

6

Успех.

2

7

Добиться своей цели.

2

8

Когда тебя любят.

2

9

Хорошая новость.

1

10

Получить образование.

1

11

Мирная жизнь.

1

Наивысшая радость для младших подростков - это семья. Для екимовских героев теплые отношения в семье, взаимопонимание между старшими и младшими тоже очень важны. Друзья, исполнение мечты, праздники - также распространенные ответы. Несколько человек определили её как успех, победу и достижение своей цели, то есть удовлетворение собственных потребностей.

Вопрос «Самая большая беда - это…»

Таблица важности ценностей, построенная по убыванию значимости

Ценности

Кол-во ответов

1

Смерть близкого человека.

17

2

Одиночество.

4

3

Война.

4

4

Ссора.

4

5

Болезнь.

4

6

Разочарование в людях, в жизни.

2

7

Чувствовать себя бесполезным.

1

8

Разлука.

1

Как самую большую беду большинство определили смерть близкого человека, так же ответил и сам Екимов. Единичный ответ: «Чувствовать себя бесполезным» говорит о пробуждении самосознания, о том, что человек задумывается, приносит ли он пользу обществу.

Вопрос «Главное в жизни - это…»

Таблица важности ценностей, построенная по убыванию значимости

Ценности

Кол-во ответов

1

Семья.

8

2

Добиться своей цели.

6

3

Жизнь.

5

4

Получить образование.

4

5

Любовь.

4

6

Счастье.

3

7

Быть самостоятельным.

2

8

Быть лучшим.

1

9

Радоваться жизни.

1

Вопрос «Мелочи жизни - это…»

Таблица важности ценностей, построенная по убыванию значимости

Ценности

Кол-во ответов

1

Деньги.

6

2

Небольшие неприятности.

5

3

Материальные ценности.

3

4

Маленькие радости.

2

5

Ссоры.

2

6

Чувства.

2

7

Все, кроме самой жизни.

1

8

Время.

1

9

Когда рядом нет близких людей.

1

В понимании главного и мелочей жизни ребята и екимовские герои в основном единодушны. Особенно радует понимание школьниками того, что деньги, материальные ценности, небольшие неприятности, ссоры - это мелочи жизни. А главное - жизнь, семья, любовь, счастье. Правда, для кого-то главное - добиться своей цели, получить образование - мотив, который повторяется довольно настойчиво.