1.Гротеск, черты антиутопии в произведении м.Е.Салтыкова-Щедрина «История одного города».
Творчество Салтыкова-Щедрина, демократа, для которого самодержавно-крепостнический строй, царящий в России, был абсолютно неприемлем, имело сатирическую направленность. Писателя возмущало русское общество “рабов и господ”, бесчинство помещиков, покорность народа, и во всех своих произведениях он обличал “язвы” общества, жестоко высмеивал его пороки и несовершенства.
Так, начиная писать “Историю одного города”, Салтыков-Щедрин поставил перед собой цель обличить уродство, невозможность существования самодержавия с его общественными пороками, законами, нравами, высмеять все его реалии.
Таким образом, “История одного города” — произведение сатирическое, доминирующим художественным средством в изображении истории города Глупова, его жителей и градоначальников является гротеск, прием соединения фантастического и реального, создающий абсурдные ситуации, комические несоответствия. По сути, все события, происходящие в городе, являются гротеском. Жители его, глуповцы, “ведущие свой род от древнего племени головотяпов”, не умевших жить в самоуправлении и решивших найти себе повелителя, необычайно “начальстволюбивы”. “Испытывающие безотчетный страх”, неспособные самостоятельно жить, они “чувствуют себя сиротами” без градоначальников и считают “спасительной строгостью” бесчинства Органчика, имевшего в голове механизм и знавшего только два слова — “не потерплю” и “разорю”. Вполне “обычны” в Глупове такие градоначальники, как Прыщ с фаршированной головой или француз Дю-Марио, “при ближайшем рассмотрении оказавшийся девицей”. Однако своей кульминации абсурдность достигает при появлении Угрюм-Бурчеев
а, “прохвоста, задумавшего охватить всю вселенную”. Стремясь реализовать свой “систематический бред”, Угрюм-Бурчеев пытается все в природе сравнять, так устроить общество, чтобы все в Глупове жили по придуманному им самим плану, чтобы все устройство города было создано заново по его проекту, что приводит к разрушению Глупова его же жителями, беспрекословно выполняющими приказания “прохвоста”, и далее — к смерти Угрюм-Бурчеева и всех глуповцев, следовательно, исчезновению заведенных им порядков, как явления противоестественного, неприемлемого самой природой.
Так с помощью использования гротеска Салтыков-Щедрин создает логическую, с одной стороны, а с другой стороны — комически-нелепую картину, однако при всей своей абсурдности и фантастичности “История одного города” — реалистическое произведение, затрагивающее множество злободневных проблем. Образы города Глупова и его градоначальников аллегоричны, они символизируют самодержавно-крепостническую Россию, власть, в ней царящую, русское общество. Поэтому гротеск, используемый Салтыковым-Щедриным в повествовании, — это еще и способ обличить отвратительные для писателя, уродливые реалии современной ему жизни, а также средство выявления авторской позиции, отношения Салтыкова-Щедрина к происходящему в России.
Описывая фантастически-комическую жизнь глуповцев, их постоянный страх, всепрощающую любовь к начальникам, Салтыков-Щедрин выражает свое презрение к народу, апатичному и покорно-рабскому, как считает писатель, по своей при роде. Единственный лишь раз в произведении глуповцы были свободны — при градоначальнике с фаршированной головой. Создавая эту гротесковую ситуацию, Салтыков-Щедрин показывает, что при существующем общественно-политическом строе народ не может быть свободен. Абсурдность же поведения “сильных” (символизирующих реальную власть) мира сего в произведении воплощает беспредел и произвол, чинимый в России высокопоставленными чиновниками. Гротесковый образ Угрюм-Бурчеева, его “систематический бред” (своеобразная антиутопия), который градоначальник решил во что бы то ни стало воплотить в жизнь, и фантастический конец правления — реализация идеи Салтыкова-Щедрина о бесчеловечности, противоестественности абсолютной власти, граничащей с самодурством, о невозможности ее существования. Писатель воплощ
ает мысль о том, что самодержавно-крепостнической России с ее безобразным укладом жизни рано или поздно придет конец.
Так, обличающий пороки и выявляющий нелепость и абсурд реальной жизни гротеск передает особую “злую иронию”, “горький смех”, характерный для Салтыкова-Щедрина, “смех сквозь презрение и негодование”. Писатель порой кажется абсолютно безжалостным к своим героям, чересчур критичным и требовательным к окружающему миру. Но, как говорил Лермонтов, “лекарство от болезни может быть горьким”. Жестокое обличение пороков общества, по мнению Салтыкова-Щедрина, — единственное действенное средство в борьбе с “болезнью” России. Осмеяние несовершенств делает их очевидными, понятными для всех. Неверно было бы говорить, что Салтыков-Щедрин не любил Россию, он презирал недостатки, пороки ее жизни и всю свою творческую деятельность посвятил борьбе с ними.
- 1.Автор и герой в романе и.С.Тургенева «Отцы и дети».
- 2.Своеобразие лирики н.А.Некрасова-Отпадает.
- 1.Изображение народа в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»-Отпадает.
- 2.Оценка пьесы а.Н. Островского «Гроза» в русской критике (н.А.Добролюбов, а.А.Григорьев, д.И.Писарев).
- 1.Основные этапы творческого пути а.Н.Островского.
- 2. Кавказ в жизни и творчестве м.Ю. Лермонтова.(Чтение наизусть стихотворения «Кавказ»).
- 1.Стихотворения а.С.Пушкина о любви. Чтение наизусть одного из них.(стих сами ищите)
- 2.Образ Базарова в романе и.С.Тургенева «Отцы и дети».
- 1.Как понимают счастье герои и автор поэмы н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»? Чтение наизусть отрывка из поэмы.-Отпадает.
- 2.«Невский проспект». Смысл контраста в изображении героев. Тема столкновения мечты и действительности.
- 1.Гротеск, черты антиутопии в произведении м.Е.Салтыкова-Щедрина «История одного города».
- 2.Расцвет реализма в литературе.
- 1.Творческая история пьесы а.Н. Островского «Гроза».
- 2. Базаров – нигилист. В чём выражается духовный кризис Базарова? ( По произведению и.С.Тургенева «Отцы и дети»).
- 1.Понятие литературного направления. Какие литературные направления вам известны. Расскажите о достижениях реализма (основные принципы, яркие представители и т.П.)
- 2.Сказки м.Е. Салтыкова-Щедрина(Смотри Билет №5 вопрос 2)
- 1.Романтизм а.С. Пушкина.
- 2.Русская культура в условиях «мрачного семилетия» (1848-1855).
- 1.Начало литературной деятельности н.А.Некрасова. Особенности его поэзии.
- 2.Идейное содержание и жанровое своеобразие пьесы а.Н.Островского «Гроза».
- 1.Николай Семёнович Лесков. Публицистика и поиск настоящего пути.
- 2.М.Е.Салтыков-Щедрин. «История одного города» как сатирическое произведение.
- 1.Город Калинов и его обитатели по пьесе а.Н.Островского «Гроза».
- 2.Тема маленького человека в творчестве н.В.Гоголя.