«Кащей бессмертный».
Три новые оперы Римского-Корсакова появились на русской сцене в ближайшие же четыре года после «Царя Салтана», и все они несколько на неё не похожи и не сходны друг с другом. Это были посвящённая памяти Л. А. Мея «Сервилия», одноактная «осенняя сказочка» «Кащей бессмертный» и посвящённая памяти Фридерика Шопена опера «Пан воевода».
«Кащей» был написан в 1901-1902 годах в основном в нанятом на лето имении Крапачуха близ станции Окуловка Николаевской железной дороги.
«Материал прилез в голову как-то сразу весь», - с некоторым удивлением и тайной радостью сообщил он в письме Глазунову. А в другом уже с нескрываемым торжеством писал: «Милый Ястребцев, ещё есть новые гармонии на свете».
Постановка состоялась 12 декабря 1902 года в Товариществе русской частной оперы, и это была последняя корсаковская премьера у артистов мамонтовской труппы.
Прослушав эту оперу в театре, Надежда Николаевна, прохладно относившаяся к «Царской невесте», «Салтану» и «Сервилии», окончательно утвердилась в мысли, что «Кащей» - одна из лучших опер Римского-Корсакова: «Музыка оригинальна, нова, выразительна, красива…замечательна цельность произведения, в целом получается очень сильное впечатление… Здесь многие музыканты в восторге».
Поставленная в самый канун февральской революции, 25 января 1917 года, опера Римского-Корсакова стала как бы прямым откликом на близившиеся, а потом и совершившиеся исторические события.