Ученики и учитель.
Не полное знание, но ясное понятие - такова, пожалуй, ближайшая цель преподавания теоретических предметов вообще. Ясное понятие в сочетании с необходимыми практическими навыками - вот вывод, к которому пришёл Римский-Корсаков в ходе многолетнего педагогического опыта.
Ещё в 1883/84 году Римский-Корсаков задумал подготовить пособие по гармонии для учащихся консерватории и Певческой капеллы. Принятый тогда учебник, написанный Чайковским и ставший первым русским учебником по этому предмету, не удовлетворял Корсакова. Он сам основательно использовал его во время своего самообучения, оценил его ясность и логичность и всё же стремился к более обстоятельному и более приспособленному к нуждам ученика изложению необходимых элементов гармонии. Опираясь на свой опыт, на очень ценимый им опыт Лядова, использовав некоторые советы и замечания Чайковского, Римский-Корсаков смог уже к 1886 году выпустить первое печатное издание «Практического учебника гармонии».
Заниматься в классе композиции у Римского-Корсакова было и трудно и крайне интересно. Постепенно ведя учеников от более простого к сложному, Римский-Корсаков не придерживался шаблона и всегда был готов отступить от общего порядка для того, чтобы оживить интерес или увлечь ученика привлекательным для него заданием. С некоторыми у него возникала дружба, нередко тесная и глубокая.
За тридцать семь лет преподавания в Петербургской консерватории через класс Римского-Корсакова прошло более двухсот тридцати музыкантов. Среди них были многие в будущем известные русские и иностранные композиторы.