logo search
Биографии / Жизненный и творческий путь Николая Андреевича Римского-Корсакова

Два шедевра.

Ещё одну тяжёлую утрату понесла русская культура: 15 Февраля 1887 года скоропостижно, в кругу молодёжи и друзей, умер Александр Порфирьевич Бородин. И снова надежды обратились к Корсакову. Бородин ушёл, не доведя до конца оперу «Князь Игорь» по замечательному литературному памятнику Древней Руси «Слову о полку Игореве». Летом 1887 года, среди той работы, шедшей, в отличие от основательного редактирования сочинения Мусоргского, легко и быстро, возникла самостоятельная оркестровая пьеса. Это было «Испанское каприччио» - одно из самых блистательных произведений для оркестра, стоящее по увлекательности и красоте наряду с испанскими увертюрами Глинки. Первая мысль о написании пьесы на испанские темы появилась в конце 1886 года или в самом начале 1887 года, но тогда композитор отнёсся к своему замыслу без увлечения. Но «Каприччио» стало с годами любимой пьесой публики и оркестрантов - такими яркими красками расцвели в оркестре народные темы, так интересны и выигрышны были для исполнителей партии почти каждого инструмента.

Не следует удивляться внезапному обращению композитора к чужому, но не чужому для него музыкальному миру. После «Снегурочки», давшей в своём роде образцовое претворение русской музыкальной стихии, после «Хованщины» и оркестровой фантазии «Ночь на Лысой горе» Мусоргского более чем естественно было ощутить временную исчерпанность этого источника. Подлинным стала вдохновлённая сюжетами арабских сказок «Тысяча и одна ночь» оркестровая сюита «Шехерезада». Все четыре части сюиты включают в себя музыкальный образ самой Шехерезады, рассказчицы сказок.

В то же лето 1888года было создано ещё одно оркестровое сочинение: Увертюра «Светлый праздник», навеянная детскими воспоминаниями о пасхальной заутрене в Тихвинском Большом монастыре.

Значение трёх оркестровых пьес, написанных в 1887 и 1888 годах, велико не только по их художественной высоте. Они завершают собой целый этап творчества, в течении которого автор с возрастающим, дошедшим до совершенства искусством скромным по составу «глинкинским» оркестром. После них наступил решительный поворот к новым задачам и новым оркестровым средствам.