2)Художественное своеобразие одной из поэм с. Есенина.
Есенин "Пугачев" - сочинение "Анализ одной из поэм С.А.Есенина ("Пугачев")"
Город давил на поэта, пил из него душу и вливал в него смрад и горечь. Есенин прятался в пьянку, пытался принять многоликого вампира по имени "Город". Увы, вскоре город обрел черты революционного мятежника, привнеся в быт разруху, голод, смерть. Есенин далеко не сразу принял идеи большевизма (а если честно, то так до конца и не принял их), его • мучила двойственность, умирающая деревня добавляла скорби в душу поэта. И он взбунтовался. Именно так, как достойно бунтовать поэту. Он выразил свои сомнения, свое негодование, свою скорбь в великолепной поэме "Пугачев". В этой драме история не была для Есенина самоцелью, он не стремился детализировать крестьянские войны. В стихах больше просматривается современная Россия, нежели времена Екатерины Второй. Романтический цвет, в который окрашены фигуры Пугачева и его сподвижников, несет в себе кровавый сполох двадцатых годов двадцатого века. Патетика монологов Пугачева и Хлопуши, мечта и стремление восставших "новой жизнью жить" — все это идиллические сомнения и надежды автора. И все же Пугачев в поэме явно и подчеркнуто одинок. Почти как сам Есенин. И ностальгическая тоска ("Как же смерть? Разве мысль эта в сердце поместится, когда в Пензенской губернии у меня есть дом?"), и надрыв духовный ("Неужель под душой так же падаешь, как под ношей?") типичны для автора поэмы. Внимательного читателя "Пугачева" обязательно остановят некоторые особенности стиля этой поэмы. В таких строках, как "Ржет дорога в жуткое пространство", "Пучились в сердце жабьи глаза грустящей в закат деревни", и во многих других отразилось переживавшееся тогда Есениным увлечение имажинизмом. Это сказывалось в прихотливости образной системы, нарочитом соединении разнородных лексических слоев, вычурности метафор, повышенной эмоциональности, почти "крикливости" стиха. Тем не менее многие строки сохранили прежний есенинский стиль. Колокол луны скатился ниже, Он, словно яблоко увянувшее, мал. Благовест его лучей стал глух. Уже на нашесте громко заиграл В куриную гармонику петух. Считается, что трагический конец героя и предательство сподвижников показали, как Есенину становится чужда идеализация крестьянства. Так ли это? Есенин был порабощен городом, но из деревни он тоже вырос, как вырастают из штанишек. Ему некуда было возвращаться, именно поэтому бунт был замкнут на себя и неизбежно обречен. Потом, в "Черном человеке", он еще пронзительнее посетует на одиночество и бесполезность бунта. Но в "Пугачеве" он еще борется, однако борьба его печальна, от нее веет обреченностью. Боже мой! Неужели пришла пора? Неужель под душой падаешь, как под ношей? А казалось... казалось еще вчера... Дорогие мои... дорогие... хор-рошие... Есенин считал, что революция сделает Россию великой Крестьянской Республикой, страной Хлеба и Молока, кормилицей и поилицей всего мира. мира. Он называл себя пророком Сергеем Есениным, говорящим "по Библии" о том, что на смену христианскому раю идет крестьянский рай — Инония. Но шли годы, а желанный рай не наступал. Перед Есениным все чаще вставал мучительный вопрос: "Куда несет нас рок событий?" Ответить на него было нелегко. Душа поэта сжималась от боли при виде страшных следов войны и разрухи. Тогда-то и рухнули мечты поэта о "Граде Инонии". Тогда-то и появился образ Пугачева, попытавшегося силой построить этот крестьянский рай. Безуспешно...
Есенин "Песнь о собаке" - сочинение "Мое любимое произведение С. Есенина"
Сергей Александрович Есенин, пожалуй, единственный русский поэт XX века, который обрел поистине всенародную популярность. Его стихи стали песнями, их заучивали наизусть и декламировали вслух представители всех социальных групп бывшего Советского Союза. Почему так вышло? Есенинскому стиху присуща особая доверительность, чистота, яркость. Образы его стихотворений, наивные и в то же время первобытно-емкие, вызывают в душе читателя немедленный отклик. Белая береза под моим окном Принакрылась снегом, точно серебром... ** * Дай, Джим, на счастье лапу мне... ** * Мне осталась одна забава: Пальцы в рот — да веселый свист... Таких цитат, ставших народными, у Есенина множество. Они стали песнями и стихотворениями (если, конечно, бывают народные стихотворения). Без них уже невозможно себе представить русский менталитет. Не забудем и то, что Есенин был знаковой фигурой позднего советского китча: его фотопортреты продавались на рынках наряду с изображениями Высоцкого. Впрочем, это не так существенно, как то, что каждое стихотворение Есенина — шедевр лирической поэзии. Мое любимое стихотворение Есенина — «Песнь о собаке». Заметим, что собачья тема была необычайно близка поэту. Это рассказ об очень простом и в то же время сложном — о рождении и смерти. Утром в ржаном закуте, Где златятся рогожи в ряд, Семерых ощенила сука, Рыжих семерых щенят. Простая экспозиция этого стихотворения рождает интересные ассоциации. Прежде всего, это удивительная по теплоте красок картина «собачьего Рождества», где большую роль играет желтый цвет: («в ржаном закуте», «златятся», «рыжих»). Появление человека разрушает собачью идиллию: Вышел хозяин хмурый, Семерых всех поклал в мешок. Трагедия существа, у которого отняли детей, показана через поведение собаки: она бежала за хозяином, не умеющим понять, что у нее достаточно молока и на семерых щенков. Убийство произошло: хозяин утопил щенков. И глухо, как от подачки, Когда бросят ей камень в смех, Покатились глаза собачьи Золотыми звездами в снег. Это финал трагедии, который заставляет читателя задуматься сразу о многих вещах. И вопросы, которые при этом возникают, непросты. Что значит материнство? Что значит любовь? Что такое дружба? И наконец, что такое человек? Есенин не дает ответов на эти сложнейшие вопросы. Концовка стихотворения остается открытой: собачья тоска сливается с ночной тишиной, приобретая поистине космическое значение. Конечно, я люблю стихотворение «Песнь о собаке» не только за его художественное совершенство. Есть в поэзии Есенина что-то, что заставляет читателя не только понимать сложность мира и драматизм событий, в нем происходящих, но и верить в лучшее будущее человека. Оно, конечно же, настанет, и в нем не найдется места для равнодушия, жестокости, насилия. "Анна Снегина" С. Есенин. Поэма "Анна Снегина" написана в стихотворной форме, но ее особенностью является слияние эпического и лирического жанров в единое нераздельное целое. В поэме нет сквозного действия, нет последовательного рассказа о событиях. Они даны отдельными эпизодами, автора интересуют его собственные впечатления и переживания от столкновения с этими событиями. Лирический герой поэмы выступает и как рассказчик, и как герой произведения, и как участник событий предреволюционного и революционного времени. Поэма начинается и заканчивается лирическим аккордом - воспоминания автора о ранней юности, о "девушке в белой накидке". Развитие сюжета начинается в первой части поэмы: герой возвращается в родные места после трехлетнего отсутствия. Свершилась февральская революция, но война продолжается, земли крестьяне не получили. Назревают новые грозные события. Но герой хочет остаться в стороне от них, отдохнуть в общении с природой, вспомнить юность. Но события сами врываются в его жизнь. Он только что пришел с войны, бросил винтовку и "решил лишь в стихах воевать". "Война мне всю душу изъела. За чей-то чужой интерес Стрелял я во мне близкое тело И грудью на брата лез". Февраль 1917 года всколыхнул деревню. Былая вражда между жителями села Радово и деревни Криуши вспыхнуло с новой силой. Появился у Криушей свой вожак - Прон Оглобин. Приехавший из Питера бывший односельчанин, герой поэмы, встречен ими и с радостью, и "с любопытством". Он теперь "важная шишка", столичный поэт, но все же "свойский, мужицкий, наш". От него ждут ответа на самые жгучие вопросы: "Скажи, отойдут ли крестьянам без выкупа пашни господ?" ... "За что же тогда на фронте мы губили себя и других?" Но и эти вопросы и для самого поэта еще недостаточно ясны. Другие впечатления волнуют этот романтический образ до боли знакомой и родной природы и не менее романтический образ - воспоминание о "девушке в белой накидке". Юношеская любовь была безответной, но воспоминания о ней - легкие, радостные. Любовь, молодость, природа, родина - все это для поэта слилось в единое целое. Это все в прошлом, а прошлое - прекрасно и поэтично. От своего друга, старого мельника, герой узнает, что Анна, дочь соседней помещицы Снегиной, помнит его. Герой поэмы не ищет с ней встречи. Все изменилось, изменились они сами. Ему не хочется тревожить тот легкий поэтический образ, который остался от ранних юношеских впечатлений. Да, теперь Анна Снегина - важная дама, жена боевого офицера. Она сама находит поэта и почти прямо говорит, что любит его. Но прошлый образ юной девушки в белом ему милее, он не хочет поменять его на случайную любовную интригу. В ней нет поэзии. Жизнь еще теснее сближает поэта с местными крестьянами. Он идет с ними к помещице Снегиной просить, что бы она отдала им землю без выкупа. Но в доме Снегиных горе - пришло известие о том, что на фронте погиб муж Анны. Конфликт между поэтом и Анной кончается разрывом. "Он умер... А вот вы здесь упрекает она героя своего недолгого романа. События октябрьских дней снова сталкивают рассказчика с Анной. Имущество помещицы Снегиной конфисковано, мельник привез бывших хозяек к себе. Последняя встреча не сблизила бывших влюбленных. Анна полна личными, интимными переживаниями, а герой охвачен бурей гражданских событий. Она просит извинить ее за невольные оскорбления, а он думает о переделе помещичьих земель: " Скажите, вам больно, Анна, за ваш хуторской разор?" Так жизнь переплела, перепутала личное и общественное, разъединила этих людей навсегда. Герой умчался в Питер, а Анна - в Лондон. Последняя часть поэмы - это описание суровых времен гражданской войны. И на этом фоне - два письма. Одно от мельника с сообщением о том, что в Криушах расстрелян Оглоблин Прон. Другое - из Лондона, от Анны Снегиной. Его вручил герою мельник во время очередного его приезда на родину. Что же осталось от прежних впечатлений и переживаний? Все приходит, как налетевшая буря. И для тоскующей на чужбине Анны теперь воспоминания о прежней любви сливаются с воспоминаниями о Родине. Любовь, Родина, природа - вот истинные ценности, способные согреть, и возвысит душу человека.
Билет 25.
- 1)Идейно- художественное своеобразиеповести л. Н. Андреева «Жизнь Василия Фивейского». Особенности проблематики. Образ главного героя. Композиционная структура произведения.
- 2)Рассказать о творчестве одного из поэтов «серебрянного века» (по выбору).Любого берите!!!!у вас есть Есенин)))
- 1)Анализ одного произведения е. Замятина (по выбору).Семинар!!!!!!
- 2)Религиозные мотивы в творчестве с. Есенина.
- 1)Русский реализм конца XIX– начала XX века (общая характеристика, основные художественные особенности, виднейшие представители). Ссылка: http://palomnic.Org/bibl_lit/bibl/dunaev/15/
- 2)Ранняя лирика в. Маяковского.
- 1)Анализ рассказа м. Горького «Челкаш».
- 2)Поэтическое творчество м. Цветаевой.
- 1)Идейно- художественное своеобразиераннего творчества м. Горького («Песня о Соколе», «Песня о Буревестнике», «Старуха Изергиль»). (семинар!)
- 2) Анализ одного из стихотворений к. Бальмонта (по выбору).
- 1)Идейно- художественное своеобразие пьесы а. М. Горького «На дне».
- 2) Анализ одного из стихотворений и. Северянина (по выбору).(было!!!!)
- 1)Анализ одного из произведений а. С. Серафимовича (по выбору).
- На выбор: Анализ стихотворений о.Э. Мандельштама Стихотворение “Автопортрет”
- Стихотворение “Notre Dame”
- Стихотворение “с весёлым ржанием пасутся табуны…”
- 1)Анализ одного из стихотворений в. Я. Брюсова (по выбору).
- 2)Проблема идеала в творчестве а. М. Горького, своеобразие его художественного воплощения.
- 1.2 Свобода и воля в горьковских рассказах
- 1)Футуризм как явление русского искусства начала XX века. Его идейно- эстетическая программа. Виднейшие представители. Футуризм
- 2) Анализ одного из стихотворений а. Блока (по выбору). (было!!!)))см. Последний вопрос
- 1)Основные этапы творческого пути а. Н. Толстого.
- 1)Основные этапы творчества в. В. Вересаева.
- Смысл четырех «долой!» в поэме в. В. Маяковского «облако в штанах». Художественное своеобразие поэмы
- 1)Раннее творчество и. Бунина.
- 2) Анализ одного из стихотворений м. Волошина (по выбору).
- 1)Раннее творчество в. Маяковского, его поэтическое своеобразие. Своеобразие ранней лирики в. Маяковского
- 2)Художественное своеобразие одной из поэм с. Есенина.
- 1)Анализ рассказа и. Бунина «Господин из Сан-Франциско».(уже было!)
- 2)Тема Родины в поэзии а. Блока.