logo search
Программа актеры

4.2.1. Литературно-общественное движение 1870-х годов.

Социально-историческая ситуация в стране в постреформенную эпоху. Дело С. Нечаева. Народничество как главное явление времени. Идеология народничества. «Исторические письма» П. Л. Лаврова. Хождения в народ. Основные течения народничества. «Земля и воля», «Народная воля», «Черный передел». Террористические методы борьбы. Роман И.С. Тургенева «Новь»: отношение писателя к народничеству и его представителям. Проблемы литературы народничества. Писатели-народники: Н.Н. Златовратский, Н.Е. Каронин-Петропавловский, С. М. Степняк-Кравчинский. Общая характеристика их творчества. Творческий путь Г. И. Успенского. «Семейные» романы 1870-х годов. Напряженные идейные и творческие искания писателей этого периода – Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского, М. Е. Салтыкова-Щедрина.

      1. Творчество Ф. М. Достоевского в 1870-е годы.

«Бесы». Замысел романа-памфлета. Дело С. Г. Нечаева. «Катехизис революционера». Реальные истоки сюжета – процесс Нечаева. Прототипы героев романа. Рассказик-хроникер в романе. Система образов. Нигилистическая теория Шигалева. Идеи Кириллова, Шатова. Ставрогин – главный герой романа. Тема «отцов и детей». Смысл заглавия романа и эпиграфов.

Роман «Братья Карамазовы» - итог творчества Достоевского. Концепция М. Бахтина: роман Достоевского как полифонический. Концепция В. Иванова: роман-трагедия. Семья Карамазовых. Образ Дмитрия Карамазова. Символический смысл сна героя. Образ Ивана Карамазова, сущность его богоборческого бунта. Легенда о Великом инквизиторе. Алеша – новая попытка создания образа положительного героя (князь Мышкин). Женские образы романа: Грушенька и Катерина Ивановна. Три поколения в романе: отцы, дети и внуки (Коля Красоткин).

      1. Творчество Л. Н. Толстого в 1870-е годы.

Роман «Анна Каренина». Замысел, история создания. Отражение в романе постреформенной эпохи. Особенности сюжета и композиции романа. Образ Анны Карениной. Проблемы трактовки основной коллизии романа. Смысл эпиграфа и споры вокруг его трактовки. Отражение социально-философских исканий Толстого в образе Константина Левина. Тема христианства и язычества в романе. Особенности поэтики романа.

Мировоззренческий кризис начала 1880-х г. Переход Толстого на позиции патриархального крестьянства. «Исповедь», «В чем моя вера». Творчество Толстого 1880-х. годов. Повести «Смерть Ивана Ильича», «Крейцерова соната», отражение в этих произведениях нового мировоззрения писателя. «Воскресение»: проблематика, идейное содержание. Критика социальной действительности в романе. Образ Катюши Масловой. Духовно-нравственное падение и воскресение князя Нехлюдова. Проповедь нравственного самосовершенствования и непротивления злу насилием.

      1. Творчество М. Е. Салтыкова-Щедрина в 1870-е годы.

«Господа Головлевы». История создания. Цикл очерков «Благонамеренные речи» как источник романа. Три поколения семейства Головлевых. Характеристика и судьба членов головлевского семейства. Порфирий Головлев – Иудушка: пустословие и фальсификация религиозных ценностей. Причины деградации и гибели рода. Смысл финала.

«Сказки для детей изрядного возраста». Основные темы сказочной сатиры Щедрина: деспотизм и рабство («Орел-меценат», «Медведь на воеводстве»), крестьянство и барство («Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик», «Коняга»), психология либерализма («Карась-идеалист», «Премудрый пескарь»). Гротеск, эзопов язык как основные приемы раскрытия проблематики в «Сказках».