Эстетическая роль природы в рассказах К.Г. Паустовского

курсовая работа

2.2 Литературно-эстетические взгляды К. Паустовского

«Писателем может быть только тот,

у кого есть что сказать людям

нового, значительного и интересного,

тот человек, который видит многое,

чего остальные не замечают».

К. Паустовский

Начиная разговор об эстетике К. Паустовского, нам, прежде всего, хотелось бы привести в пример несколько высказываний писателя о своем творчестве, ведь именно благодаря автобиографиям мы более четко, ясно понимаем особенности изображения автором действительности, героев… Почему? Хотя бы потому, что через призму этой своеобразной исповеди всегда проступают крупицы авторской оценки своего творчества. А это немаловажно.

В сознании современного читателя Паустовский обычно предстает писателем-романтиком, утверждающим добро, справедливость, господство прекрасного, святость высокой мечты. Эти представления верны, однако слишком однобоки. Ведь эстетические воззрения писателя намного сложнее, многограннее. Все потому что они обусловлены личными представлениями человека о современниках, современном ему обществе, окружающей действительности, системе ценностей и о мире в целом. Романтическое мироощущение имеет место быть в творчестве К. Паустовского: «Мне кажется, что одно из характерных черт моей прозы является ее романтическая настроенность. Это, конечно, свойство характера. Требовать от любого человека, в частности от писателя, чтобы он отказался от этой настроенности, - нелепо. Такое требование можно объяснить только невежеством…» [20, с.49]. Однако писатель не отказывается от важности изображения реальности, действительности, он лишь подчеркивает что в любой реальности всегда будет место прекрасному, доброму, человечному и следовательно - вечному: «Романтическая настроенность не противоречит острому интересу к «грубой» жизни и любви к ней. Во всех областях деятельности и человеческой деятельности, за редкими исключениями, заложены зерна романтики. Их можно не заметить и растоптать или, наоборот, дать им возможность разрастись, украсить и облагородить своим цветением внутренний мир человека. Романтичность свойственна всему, в частности науке и познанию. Чем больше знает человек, тем полнее он воспринимает действительность, тем теснее его окружает поэзия и тем он счастливее. Наоборот, невежество делает человека равнодушным к миру, а равнодушие растет медленно, но необратимо, как раковая опухоль. Жизнь в сознании равнодушного быстро вянет, сереет, огромные пласты ее отмирают, и, в конце концов, равнодушный человек остается наедине со своим невежеством и своим жалким благополучием…» - пишет К. Паустовский [20, с.56].

Кроме воззрений писателя о значении романтического восприятия в творчестве, стоит рассмотреть еще одну тему. Тема искусства является одной из сквозных, центральных тем в художественных произведениях К. Паустовского. Это наиболее близкая, личная тема писателя. Образы художников, писателей, лирический образ самого автора с его взглядами на жизнь, задачи искусства всегда присутствуют на страницах его произведений. Ряд своих произведений он строит, как своеобразные эстетические трактаты, призванные в яркой образной форме изложить определенный комплекс взглядов на литературу и искусство. Так построены: (книга «Золотая роза», рассказы «Равнина под снегом», «Корзина с еловыми шишками», «Бег времени» и др.).

Не обошел К. Паустовский стороной и проблему выражения прекрасного и объективности творчества. Ведь призыв к совершенству в людях и есть та сила, без внутреннего огня которой немыслимо подлинное искусство. К. Паустовский считает, что прекрасное в жизни - объективно существующее, но для того, чтобы прекрасное стало содержанием искусства, необходимо, чтобы художник открыл его, очеловечил. Паустовский выделяет две стороны в эстетическом освоении действительности художником: умение видеть, анализировать объективную действительность и способность пропускать увиденное сквозь призму авторского осмысления, которое дает фактам и явлениям реальной жизни новое рождение в произведении искусства. Что касается объективности изображаемого писателем, то это связанно, в первую очередь, с категорией субъективного начала, с выражением мировоззрения писателя, с выражением определенного эстетического идеала.

Каждый художник имеет право на своеобразие, более того - он обязан быть своеобразным. Анализируя творчество своих современников, К. Паустовский отмечает то, что для постижения романтики жизни необходима особая зоркость взгляда на мир, природу, и те, кто тонко чувствовал малейшие изменения состояния внешней среды: природной и человеческой, отмечались им как настоящие художники.

Чрезвычайно интересно и важно, как свое отношение к природе Паустовский сверяет с народным опытом и чувством. Он не раз возвращается к мысли о том, что «образность и волшебность русского языка неуловимым образом связаны с природой, с бормотанием родников, криком журавлиных стай, с угасающими закатами, отдаленной песней девушек в лугах и тянущим издалека дымком от костра...»[22, с.87]. Становится понятным, почему, почти затаив дыхание, писатель прислушивается к голосам деревенских детей, хорошо знающих неисчерпаемое богатство «разнотравья», почему с глубоким вниманием относится к словам ворчливого бакенщика, раскрывающего городским пионерам с детства знакомый для него мир природы, почему возникает в «Золотой розе» глава «Алмазный язык», где с таким сочувствием вспоминаются замечательные, подхваченные у народа словарные находки поэтов.

Делись добром ;)