Вклад Белинского в развитие редакторской деятельности второй половины XIX века

курсовая работа

Глава 2. Основные достижения и открытия в области редакторской деятельности

В Белинском удачно сочеталось ясное понимание необходимости и полезности журнальной деятельности с его талантом и личной склонностью к этому роду занятий. "Журналисты, как и поэты, родятся и бывают ими по призванию" [2: I, 89]- писал Белинский в своем журналистском дебюте " Литературные мечтания"(1834). И сам он являл собою пример такого журналиста, для которого участие в периодических изданиях было, по его собственным словам, "призванием и ремеслом вместе"[2: XI, 293].

Он в сфере своей деятельности также творил по-своему, т. е. угадывал смысл явления, чуял в нем правду или ложь, определял характер его, и если явление представляло пищу увлечению, он доверчиво увлекался сам и увлекал других. Пережив впечатление в самом себе, истратив на него потоки, более или менее горячих, печатных или изустных, импровизаций, он потом оставался ему верен уже в той доле правды, не какую он видел в пылу увлечения, а какая действительно была в нем - и относился к нему умереннее.[7]

Белинский так прочно связал себя с журналистикой не только по своим личным склонностям и способностям к данному роду деятельности, но и по сознанию того, что в самодержавно-крепостнической России, при полном отсутствии условий для общественно-политической деятельности, журналистика является наиболее действенным средством формирования общественного мнения, воспитания и образования современников в духе передовых общественных, научных и эстетических идей. Он и старался превратить журналы, в которых сотрудничал, в своего рода заочный университет для широкого круга читателей. Для самого Белинского журнал стал подлинной трибуной, с которой по всей России разносилась его смелая, мужественная мысль, облаченная в страстное, огненное слово.

Во времена Белинского политика не допускалась на страницы частной периодики. В этих условиях чрезвычайно важную роль приобрели в русских журналах отделы литературной критики и библиографии. По ним судили не только о литературном, но и об общественном направлении журнала, о его влиянии на публику. Прекрасно понимая это, Белинский с одинаковой серьезностью относился ко всем видам литературно-критической деятельности - будь то "большая критика" (годовые обозрения литературы, критические и теоретические статьи) или "малая критика" (рецензии, библиографические заметки, известия), или будь то работа по руководству журналом, прежде всего отделами критики и библиографии.

Лишенный возможности писать открыто о политике в подцензурной печати, Белинский придал литературной критике публицистический характер: он умел в рамках литературно-критической статьи и рецензии, в самом процессе анализа литературного произведения затрагивать острые вопросы феодально-крепостнической действительности, создавать, по словам Герцена, " те ядовитые статьи, трепещущие от негодования, те обвинительные акты, которые так поражали читателей." [3: 25]

С грустью констатируя, что "у нас еще мало читателей" Белинский обращается к издателям и редакторам журналов: " Итак, старайтесь умножить читателей: это первая и священнейшая ваша обязанность. Не пренебрегайте для этого никакими средствами, кроме предосудительных, наклоняйтесь до своих читателей, если они слишком малы ростом, пережевывайте им пищу. если они слишком слабы... Заставьте думать, что вы наклоняетесь хоть вы и стоите прямо."[2: II, 46,47]

Важнейшей задачей журнала Белинский считал не только определение и удовлетворение читательских интересов, но и руководство этими интересами, участие в общественном, научном и эстетическом воспитании читателей.

В трудах В.Г. Белинского рассматриваются собственно издания и произведения литературы. Он создал целое учение о журнализме, рассматривая журнал как вид издания, обосновал специфику подготовки собраний сочинений. В работах критика поднимаются вопросы о целях и задачах печати в России, о характере журнала и его отделов, о разновидностях периодических изданий и отличии журнала от газеты, о типах статей, методах организации и способах изложения материала, языке и стиле газетных статей.[17]

Еще в пору сотрудничества в московских периодических изданиях Белинский начал создавать свой журналистский кодекс, однако только в 1840-ые годы ему удалось выработать стройную систему взглядов по вопросам журналистики, по теории, истории и практике периодической печати.[3: 22]

«Журналистский кодекс» Белинского включает в себя 3 аспекта:

- каким должен быть журналист (и критик), т.е. учение об обязанностях, о гражданском долге работника печати, нравственный облик которого нарисован Белинским (сам он полностью отвечал высказанным требованиям);

- учение о характере, типе журнала демократического направления, рассчитанного на широкие читательские круги;

- как нужно писать для журнала, т.е. разработка методов и способов подачи журнального материала, раскрытие самого понятия "журнальная статья".

Борясь за создание подлинного демократического журнала, рассчитанного на широкий круг читателей, Белинский разработал свои положения о журнале, выдвинул ряд условий, которым должен соответствовать журнал, сформулировал основные принципы организации журнала, наметил типы журнальных изданий, определил отличие журнала от газет. Он также разработал целую систему способов и приемов, при помощи которых журнал может привлечь и удержать при себе читателей и тем самым принести им существенную пользу. Здесь он большую роль отводил издателю-редактору, искусству руководства журналом, мастерству ведения "журнального дела".

Разрабатывая теорию журнала Белинский выделял 3 основных проблемы: содержание журнала, направление журнала, журнал и читатель.[3: 27]

Важнейший аспект журналистского кодекса Белинского - это его учение о характере, типе журнальной статьи. Белинский показал не только то, о чем нужно писать в журнале, но и то, как подавать самый журнальный материал. он прекрасно понимал, что журнальные статьи должны сообразоваться с тем читателем, к которому обращается журналист. И поскольку журнал, по мнению Белинского, следует издавать "для всех", то его публикации должны быть написаны так, чтобы любой читатель до конца их понял и хорошо усвоил. Поэтому большое значение придавал форме журнальной публикаций.[3: 34]

Энциклопедический журнал- это не специальное издание, не ученый сборник, поэтому авторы должны излагать материал просто. Ясно, понятно, доходчиво, не боясь повторений, пояснительных примеров, дополнительных аргументов. О сложном в журнале нужно писать просто и увлекательно, но ни в коем случае не измельчая этого сложного.[3: 37]

В 40-ые годы Белинский серьезно изучал русскую периодику XVIII- первой половины XIX века. По существу, он был первым историком отечественной журналистики. Из своих предшественников на журнальном поприще он выделял Н.М. Карамзина, руководителя "Московского журнала" и "Вестник Европы", а также Н.А. Полевого, издателя-редактора "Московского телеграфа". В суждениях Белинского о них хорошо вырисовывается его собственное понимание, как нужно издавать и редактировать журнал. Собственный практический опыт Белинский по руководству журналом, его многочисленные высказывания по вопросам ведения журнального дела - это настоящая школа профессионального мастерства для последующих деятелей передовой русской журналистики. Здесь Белинский предстает перед нами как проницательный и дальновидный организатор и руководитель печатного органа. Думается, опыт и мысли его в этой области журналистской деятельности полезно внимательно изучать и сегодня. [4: 18]

Особенно много ценных советов высказано Белинским осенью 1847 г. в адрес "Современника" будущего года. Из них следует, что "Современник" мыслился Белинским как самый лучший российский энциклопедический журнал - по своему общественно-литературному направлению, по содержанию всех отделов вместе и каждого в отдельности, как журнал, читаемый "большинством публики". Рекомендации Белинского, отражающие демократическое решение им проблемы "журнал и читатель", центральной проблеме его творчества, а также требование учитывать запросы времени идут по следующим 6-ти основным линиям[4: 17]:

Продолжить и усилить публикацию "русских повестей с гоголевским направлением", которые теперь "дороже всего для русской публики" [2: XII, 408]

Удовлетворяя желания читателей, сделать библиографию более полной и живой.

В соответствии с запросами времени и интересами читателей чаще помещать статьи по части политической экономии и "раздвинуть пределы библиографии".

Сотрудникам и редакции иметь ясное представление, "что такое журнал и чем он должен отличаться ото всего, что не есть журнал." [2: XII, 409]

Требовать от сотрудников журнала "умения писать для публики, а не для записных читателей и писателей" [2: XII, 411]

Издателям "Современника" помнить о необходимости рекламы журнала. Сам Белинский понимал немалую роль рекламы в деле журналистики.

Белинского интересовал и язык переводов. Он писал: «Переводы необходимы и для образования нашего, еще не установившегося языка, только посредством их можно образовать из него такой орган, на коем бы можно было разыгрывать все неисчислимые разнообразные вариации человеческой мысли.[2: V,305]

Много внимания уделял Белинский книжным изданиям. Белинский осудил принципы редактирования «Истории государства Российского» Карамзина, имея в виду «благой и мудрый совет - частию посократить, частию повыбросить примечания», который дали Смирдину писатели Ф.В. Булгарин, Н.И. Греч, О.И. Сенковский. Он недоумевает: «Зачем это было сделано? Затем, чтоб книжка была тоньше, издание обошлось дешевле, и его можно было бы пустить в продажу». Критически отнесся он и к другому изданию, в основном подчеркивая небрежность редактора. Он писал: «Худшее издание сочинений Богдановича - это, бессомненно, смирдинское 1846 года, который перепортил текст во всех наших авторах. У Ломоносова, Карамзина, Капниста, Лермонтова, словом, у всех, где не достает стихов, где они переломаны, где переставлены с места на место, даже у Карамзина один стих из 37 куплета попал вперед, в 12. Там вышло 7 стихов, а тут 9. Такие издания - стыд наших типографий» [2: XI, 311]

Делись добром ;)