Влияние событий в стране на творчество поэтов серебряного века
2.2 Влияние Первой мировой войны на поэзию серебряного века
Одно из наиболее значимых событий начала ХХ века - Первая мировая война. Она оказала влияние на творчество многих поэтов серебряного века. Примечательно, что даже акмеисты, демонстративно отказываясь от решения социальных проблем и утверждая принцип "искусства для искусства", не смогли остаться в стороне от происходящего. Может быть, именно Первая мировая война послужила толчком для распада этого течения. Я думаю, увидев невозможность оставаться в стороне от социальных и политических катаклизмов, потрясающих страну, самые талантливые из акмеистов почувствовали узость рамок, в которые заключили сами себя, и каждый из них пошел далее своим путем.
В сборнике "Колчан" Н. Гумилева война предстает глазами очевидца и участника событий:
И залитые кровью недели
Ослепительны и легки,
Надо мною рвутся шрапнели,
Птиц быстрей взлетают клинки.
Я кричу, и мой голос дикий,
Это медь ударяет в медь,
Я, носитель мысли великой,
Не могу, не могу умереть [11: 143].
Н. Гумилев, добровольцем записавшийся на фронт, получивший за мужество и порой безрассудную храбрость два солдатских "Георгия", изнутри видел и сознавал ужас войны, а "романтизация боя, встречавшаяся в стихотворениях, отражала мужественность и рыцарство личности поэта" [6: 193]. Империалистическая война повлияла на тематический строй гумилевских стихотворений: все чаще он начинает писать о России, о прапамяти, прародине.
В. Маяковский тоже стремился попасть на фронт, но из-за политической неблагонадежности его не взяли. И все же Первая мировая война и на его творчество оказала сильное влияние.
Стихотворение "Вам!" посвящено тем, кто во время Первой мировой войны много рассуждал о судьбах Отечества, но при этом не отказывал себе ни в каких удовольствиях:
Вам, проживающим за оргией оргию,
имеющим ванную и теплый клозет!
Как вам не стыдно о представленных к Георгию
вычитывать из столбцов газет?
Знаете ли вы, бездарные, многие,
думающие нажраться лучше как,-
может быть, сейчас бомбой ноги
выдрало у Петрова поручика?..
Поэт открыто определяет свою гражданскую позицию, резко обличая буржуазное существование. Начиная с этого и подобных стихотворений у поэта формируется отношение к поэтическому слову как возможному орудию борьбы, нашедшее отражение в дальнейшей поэзии.
Первая мировая война изменила интонации и многих других поэтов Серебряного века. Один из них - М. Волошин.
В эти дни не спазмой трудных родов
Схвачен дух: внутри разодран он
Яростью сгрудившихся народов,
Ужасом разъявшихся времён, -
пишет поэт о войне [10: 261]. Пытаясь осознать и художественно воплотить трагедию и нравственные уроки происходящего, Волошин пишет то, что думает, невзирая на официальную точку зрения:
В смутах усобиц и войн постигать целокупность,
Быть не частью, а всем не с одной стороны, а с обеих [10: 265].
"Как поэт, я не имею права поднимать меч, раз мне дано Слово, и принимать участие в раздоре, раз мой долг - понимание. Тот, кто убежден, что лучше быть убитым, чем убивать, и что лучше быть побежденным, чем победителем, т.к. поражение на физическом плане есть победа на духовном - не может быть солдатом", - писал Волошин военному министру. Эти слова - выражение позиции автора, противостояния человекоубийству. Война превратила Волошина в пламенного патриота. Ахматова в годы Первой мировой войны хотя и не присоединилась к поэтам, выражавшим идею национального патриотизма, с болью отозвалась на трагедию народа:
Можжевельника запах сладкий
От горящих лесов летит.
Над ребятами стонут солдатки,
Вдовий плач по деревне звенит[10: 98].
Первая мировая война совершила решительный переворот в поэтическом самосознании Ахматовой. По мере осознания ею масштаба переживаемых катастроф в ее мир все более властно входит категория памяти, с этого момента и до конца творческого пути поэта связанная для Ахматовой с понятием нравственного долга.
Подводя итог второй главы, следует отметить, что поэты разных взглядов и идейных позиций, несмотря на часто декларируемый отказ от общественной борьбы и уход в элитарные, возвышенные сферы искусства, ощущали на себе влияние обстановки в стране, их волновала жизнь простых людей, они задумывались о будущем общественном устройстве России и мечтали видеть свою страну передовой и свободной.
Содержание
Похожие материалы