Воображение в поэтике У. Блейка

курсовая работа

2. Исторические предпосылки и особенности развития романтизма в Европе XIX в.

Прежде чем перейти к рассмотрению особенностей романтизма, следует разобраться с его понятием, а так же с определением поэтики, речь о которой будет идти во второй главе.

2.1 Определение понятий «романтизм» и «поэтика»

В настоящее время романтизм определяется как «одно из крупнейших направлений в европейской и американской литературе конца XVIII - первой половины XIX века, получившее всемирное значение и распространение». [11]. Однако согласно утверждению В.А. Лукова при разных подходах исследования романтизм понимается то как тип творчества, то как художественный метод, то как конкретное явление рубежа веков. [9, с.33] Исследователь Н.Я. Дьяконова говорит о том, что в разное время учеными выдвигались различные признаки романтизма. Среди них: отсутствие социальной конкретизации, тяга к прошлому, «бегство» от реальности в субъективный внутренний мир; утверждение противоречия между личностью и обществом и, напротив, единства человека и природы, культ чувства и веры - в противовес просветительскому культу разума; выдвижение принципа историзма, отказ от выработанной классиками системы норм и правил, от «абстрактных общих категорий их поэтики», взгляд на поэзию как на систему символов, открываемую воображением. Однако исследователь сразу замечает, что нельзя выдвинуть совокупность признаков, которая была бы применима ко всем представителям романтизма. Она обобщает понятие романтизма следующим образом: «Все, что утрировано, неуравновешенно, неистово или мечтательно и фантастично - романтично; все, в чем слышится зрелая, трезвая мысль, выходит за его пределы». [4, с.9-10] Если рассматривать романтизм как художественный метод, то его основой можно считать «романтическое двоемирие - ощущение разрыва между идеалом и действительностью», противопоставление поэтической одухотворенности и бездуховности, лишенной способности к творчеству. Под идеалом же романтики понимали нечто абсолютное, совершенное, но при этом недостижимое. Преодоление этого разрыва возможно через искусство, что определяет его особую роль в сознании романтиков. [9, с.37] У.Блейк говорил об этом так: «Искусство и науки лежат в основании империи. Изгоните их или подавите - и империя перестанет существовать. Империя следует за искусством, а не наоборот, как думают англичане». [10, с.259]

Что же касается поэтики, здесь можно найти различные трактовки среди исследователей, однако в общих чертах они схожи. Г.Н. Поспелов определяет поэтику как «учение о сторонах и элементах организации отдельного художественного произведения». [2, с.24] В.Е. Хализев говорит о том, что предметом поэтики является состав, строение и функции произведений, роды и жанры литературы. [16, с.179]

Шестью годами ранее С.С. Аверинцев разделяет всемирную литературу на три стадии и говорит о том, что на третьей стадии, начавшейся с эпохи Просвещения и романтизма, на передний план выдвигается «индивидуально-творческое художественное сознание», доминирует «поэтика автора». Литература, как никогда ранее, сближается с конкретным бытием человека и проникается его заботами. [7, с.3-38]

Н.Д. Тамаренко характеризует поэтику как систему научных понятий, обоснованную как с философской так и с лингвистической точек зрения и адекватную своему двойственному предмету - художественному языку литературы и произведению как высказыванию на этом языке. [15, с.182-185]

Из всего вышесказанного можно сделать вывод касательно темы данной работы: под поэтикой предлагается понимать единение и синтез отдельных элементов произведения, таким образом присоединяясь к точке зрения Поспелова и Аверинцева.

Так как терминология работы теперь ясна и понятна, можно сосредоточиться непосредственно на изучении творчества У.Блейка.Уильям Блейк (1757-1827) жил в эпоху великих потрясений, когда привычный мир с каждым днем менялся на глазах. Великая Французская революция, наполеоновские войны, волнения в Ирландии - все это не могло не найти отклика в душе художника, поэта, творца коим являлся У.Блейк. Все свои переживания он передавал при помощи творчества. Но, прежде чем углубиться в творчество поэта, следует тщательно разобраться в той сложной эпохе, современником которой был Блейк, в особенностях развития литературы и мировосприятия тогдашних людей.

Делись добром ;)