Жанр рассказа в творчестве В.И. Мишаниной

курсовая работа

1.3 Жанр рассказа как специфическая форма прозаического эпоса мордовской литературы

Становление и развитие жанра рассказа говорит, с одной стороны, о стабильном оформлении собственно-национальных художественных традиций мордовской литературы на современном этапе, а с другой, показывает новые исходно-типологические начала, которые позволяют говорить о классическом пути развития литератур малых народов, о постепенном выравнивании их художественного опыта по отношению к литературам более зрелым, старописьменным.

В рассказе отражаются важнейшие стороны национально-своеобразного общественно-исторического сознания мордовского народа, его идеалы, нравственно-эстетические ценности, философские и мировоззренческие позиции. Отсюда ясно, какое исключительно важное значение приобретает выяснение места и роли жанра рассказа в формировании историко-литературных и культурных традиций мордовского народа. Специфика формы рассказа учитывает всю народность и национальность мордовской жизни. В связи с этим, рассказ по праву считается эпосом всего народа мордовского. «Ведь опора на эпические формы народного творчества - это общее явление, свойственное самым различным литературам, в том числе и тем, которые давно уже отошли от прямолинейного фольклоризма, и эпичность истории ярко показали в прозе» [Атякшева, 2007: 322].

Фольклор в рассказе играет роль стимулирующего фактора. Он - своего рода исторический корень жанра, уходящий в глубины мордовской деревенской жизни, «где так вкусно пахнет пирогами или хлебом из печки, где парное молоко - слаще конфеты или пряника, где коты на плетне поют громче соловья, а из бани тепло тянет березовым веником…» [Соколова, 2003: 32].Как справедливо отмечается в книге «Мордовская литература и современность», путь к рассказу в мордовской литературе проходит через весь предшествующий период ее развития.

«Сейчас, когда уже написаны «Очерк мордовской литературы» (1956) и «История мордовской литературы» (1968, 1971, 1974), содержащие не только обзорные главы, но и литературные портреты многих писателей, когда появились монографии, посвященные изучению отдельных жанров, наблюдается все большее углубление в исследовании рассказа, прежде всего, в культурном контексте, можно сказать, «общемордовском» [Атякшева, 2007: 326].

Сама по себе форма рассказа имеет определенные нормы, внутритекстовые границы и присущие только ему композиционные элементы. В мордовских рассказах эти нормы немного трансформировались, можно сказать эволюционировали. Развитие литературных норм прошло по пути привлечения в текст национального аспекта и присущей ему сюжетности. Сюжеты, как и героев, писатели берут из жизни: «их не нужно выдумывать, дорисовывать чужие портреты, - все это уже есть в жизни мордовского народа» [Соколова, 2003: 36]. Простота образов и характеров сочетается с их силой, яркостью, неповторимостью. И везде Мишанина подчеркивает принадлежность к мордовской национальности, ее ментальность. Произведения мордовских писателей западают в душу каждому, кто их прочитал. В них - жизнь бьет своим ключом, и даже солнце светит по-другому, ярче, ветер дует сильнее, а речка бежит быстрее и стремительнее. Одним словом, вся любовь к миру, родному краю, мордовским людям, детям, животным - все это явно и очевидно в мордовских рассказах.

Эпос каждого народа красочен и ярок. Мордовские рассказы сродни сказкам, в них также присутствует волшебство, не столько нереальное, скорее наоборот, - оно наполнено чертами социального, обычного, присущего повседневной жизни. Но при всем этом, оно еще и волшебно…

Делись добром ;)