logo
Исследование поэзии Набокова и его произведения "Другие берега"

2.3 Сравнительная характеристика поэзии и прозы (на примере «Другие берега») Набокова

Мы рассмотрели часть стихотворений и отрывок произведения Набокова «Другие берега» и увидели одну общую черту - противопоставления, тему юности, аллегоричность и сравнения.

Если говорить о юности, то в пункте 2.1 мы рассматривали отрывок из поэтического стихотворения «Памяти друга», где видно, как Набоков сравнивает юные годы с мучительными моментами жизни, которые опять же мы заметили при анализе прозаического произведения «Другие берега». Тут же мы хотим добавить еще один момент относительно юности в творчестве Набокова:

«Юность, конечно, очень подвержена таким наваждениям. И то сказать: коли та или другая добротная догма не приходит в подмогу свободной мысли, есть нечто ребячливое в повышенной восприимчивости к обратной или передней вечности. В зрелом же возрасте рядовой читатель так привыкает к непонятности ежедневной жизни, что относится с равнодушием к обеим черным пустотам, между которыми ему улыбается мираж, принимаемый им за ландшафт. Так давайте же ограничим воображение. Его дивными и мучительными дарами могут наслаждаться только бессонные дети или какая-нибудь гениальная развалина. Дабы восторг жизни был человечески выносим, давайте (говорит читатель) навяжем ему меру.

Против всего этого я решительно восстаю». [14]

Здесь мы опять видим слово «мучительный». Философские рассуждения Набокова касательно юности, говорят о том, что его юность не доставила ему той радости, которой ему на самом деле не хватало, но это уже психологический момент. Образ юности, как мы видим, выступает, как нечто непонятное и отягощающее, но без нее не может быть полноценной взрослой жизни. То есть, юность играет в жизни роль школы, а именно, обучаясь в юности, в зрелом возрасте легче выжить. Образ и идея юных лет говорит о том, что мы не ценим и не понимаем всю важность жизни, пока до нашего сознания не дойдет, как много мы потеряли, но сколько мы еще можем приобрести. Здесь мы хотим подчеркнуть двойственность высказываний одной мысли автора.

О двойственности. Исследуя тему, идею и образ в поэзии Набокова мы рассматривали отрывок стихотворения «Песня (Верь: вернутся на родину...)», где автор говорил о тяжелом пути жизни, который нужно пройти, радуясь ею, до конца. Далее при анализе прозы «Другие берега» мы видели фразу «…жизнь -- только щель слабого света между двумя идеально черными вечностями…», где автор опять провел параллель между темным и светлым. Тема и образ жизни у Набокова встречается, как в поэтических, так и в прозаических произведениях. Жизнь у Набокова - это философия, объединенная с психологией, а точнее, он подразумевает, что опыт приходит через познание. И что самое интересное, он прав.

Тема жизни, помимо уже сказанного, несет поучительную идею. Набоков хочет, чтобы автор услышал его и не повторил его ошибок. И тут же он говорит, что только ошибки учат. Опять мы вернулись к неоднозначности. Но говоря о творчестве Набокова без неоднозначности не обойтись. И это видно в следующем отрывке из произведения «Другие берега»:

«Итак, лишь только добытая формула моего возраста, свежезеленая тройка на золотом фоне, встретилась в солнечном течении тропы…» [14]

Здесь все понятно. Автор объясняет, что только ошибки могут дать знания. Чужой пересказ жизни тут не подействует так, как самостоятельно «добытая формула» и есть ключевой момент опыта.

Соответственно, основой для создания идеи, темы и образа в творчестве Набокова послужили: жизнь, юность. К второстепенным моментам можно отнести любовь так, как любовные переживания встречаются в его поэзии, причем нередко. Описания погодных и природных явлений мы также встречаем на его творческом пути, но они несут не описательный, а философский смысл, который мы рассмотрели в стихотворении «Осень» в разделе 2.1