История в лицах: Екатерина II и Цыси. Образы великих императриц в художественном осмыслении писателей

курсовая работа

1.3 Образ Цыси в художественной прозе Китая

В обзоре сочинений, посвященных императрице Цыси (1835-1908), В.И. Семанов, отмечает, что произведений, в которых появляется её образ, немало, однако в России большинство из них недостаточно известны или неизвестны совсем [Семанов 1979: 7]. Кроме того, при анализе таких произведений следует учитывать высокую степень их документальности, связанную «с большой точностью, историзмом, присущими эстетическому мышлению китайцев, а также с тем, что названные романы в той или иной степени принадлежат просветительному этапу развития литературы» [Семанов 1979: 9].

В разных художественных произведениях оценка личности и поступков Цыси неоднозначна. Так, в книге «Цыси и я» Юй Дэнлин создает образ красивой и талантливой женщины, имеющей чёткую цель в жизни, к достижению которой стремилась всеми силами. В «Полной биографии Цыси» Гао Янь старался создать более объективный образ императрицы и справедливо оценить деятельность Цыси, показывая разные стороны её характера, рисуя как великие деяния, так и ошибки этой женщины. Например, в книгу включено несколько эпизодов, которые способствуют созданию образа жестокой правительницы, думающей только о личной власти и даже к сыну относящейся очень строго. Но наряду с подобными эпизодами немало и таких, в которых она представлена умной и решительной женщиной, способной навести порядок в Китае.

Рассмотрим более подробно образ императрицы в «Полной биографии Цыси», созданной писателем Гао Янь (1926-1992) на основе анализа обширного исторического материала, посвященного императрице. Главной особенностью этого произведения является то, что писателю удалось создать образ Цыси, с одной стороны, близкий к документальному, а с другой - соответствующий взглядам простых людей. Мы видим не только правительницу, императрицу, государственного деятеля, но и обычного человека, который испытывает естественные чувства и способен любить и ненавидеть.

На наш взгляд, главное в образе Цыси, созданном Гао Янь, - решительность, ум, умение отстаивать свою точку зрения. Это образ победительницы. Но победа далеко не всегда достаётся просто. В истории завоевания престола Цыси есть несколько показательных эпизодов. Например, автор подчёркивает мудрость будущей правительницы, догадавшейся объединиться с императрицей Цыань и с князем Гун, что сразу же изменило ситуацию к лучшему. В его описании важно то, что в такое непростое для Цыси время она сохраняет спокойствие и ищет разумное решение проблемы, которое подразумевает, прежде всего, разумный компромисс. Так, императрице Цыань она предлагает все решения принимать совместно и каждый документ сопровождать двумя печатями: сверху должна стоять печать Цыань, а внизу - печать Цыси. Отсутствие одной из печатей делало документ недействительным.

Мечта Цыси управлять государством вместе с императрицей Цыань сбылась, более того, в действительности власть в Китае она твёрдо взяла в свои руки. В этой борьбе Цыси показана беспощадной и решительной.

В системе образов романа образы Цыси Цыань противопроставлены. Императрица Цыань - очень смиренная, почти всегда соглашавшаяся со всеми решениями Цыси женщина. В эпизодах, связанных с образом Цыань, раскрываются отрицательные стороны характера Цыси.

Внешне Цыси всегда показывала глубокое уважение к Цыань, но на самом деле она просто делала вид, чтобы та ей доверяла. Наивная и добрая, Цыань считала Цыси хорошей сестрой и даже показала ей письмо, которое было написано рукой императора Xianfeng. В этом высочайшем документе были такие слова: «Я волнуюсь за тебя, потому что у наложницы Yi [будущая императрица Цыси] родился сын императора. Как мать сына императора, она обязательно захочет сама стать императрицей. Я ей совсем не доверяю, если в будущем она сможет жить спокойно и не будет претендовать на престол, тогда всё будет хорошо. А если всё будет наоборот, тогда покажи всем это письмо, чтобы её убить. Передай всему моему народу, что этот документ повелевает им слушать тебя так, как меня слушались!» Для Цыань это письмо было своего рода амулетом. Потерять его значило потерять всё. Цыань будто совсем не замечала, что оно касается её жизни и безопасности. Однажды вечером она посетила дворец Changchun и лично побеседовала с Цыси, подробно рассказав об этом письме. Закончив рассказ, она добавила: «Мы родные сестры и дружим уже много лет, зачем этот документ нужен?» Говоря это, она поджигала письмо свечой. Но всё это ничуть не трогало Цыси, она решила отравить свою сестру. Зло уже засело ей глубоко в душу. Она платила Цыань злом за добро. Для Гао Янь это непростительная сторона характера Цыси, поэтому, рисуя подобные эпизоды, автор не жалеет тёмных красок и обвиняющих эпитетов в адрес императрицы. Он не может принять жестокости Цыси, критикует зло, которое она делает своим противникам, и сочувствует не только Цыань, но и, например, императору Guangxu, сильно пострадавшему от действий императрицы.

Вместе с тем Гао Янь ценит её ум, способность бороться до конца, восхищается смелостью императрицы в этой борьбе.

Большой заслугой Цыси Гао Янь считает то, что она умела находить талантливых людей и назначать их на высокие должности. Это помогало ей всегда быстро и эффективно решать проблемы и многое сделать для династии Цин.

Автора восхищает сила духа Цыси, её гордость, стремление к победе в войне с внешними врагами. Это показывают эпизоды, описывающие переживания императрицы в моменты поражения армии и вынужденного подписания договоров, невыгодных для Китая.

В книге «Полная биография Цыси» Гао Янь отрицает мнение, что Цыси часто сдавалась. Такое мнение, может быть, сильно отличается от мнения историков новейшего времени, но такова позиция писателя, которая основана на нескольких фактах истории. В книгу включены эпизоды, показывающие воинственный характер Цыси. Например, описывая обсуждение высокопоставленными чиновниками ситуации возможной войны с империалистической Россией, автор показывает реакцию императрицы на эти разговоры: «Цыси тоже немного возбуждалась. Хотя у врагов доспехи прочные и корабли передовые, но на земле они вряд ли смогут победить, кроме того, Цзо Цзунтан полон воли к борьбе, у его армии тоже высокий боевой дух, поэтому мнение Чжан Чжидуна оправданно» [ёЯСф 1984]. Этот фрагмент хорошо описывает процесс мышления Цыси. Она мысленно уже готова воевать с Россией. Во время войны между Китаем и Францией, Китаем и Японией Цыси также стояла на стороне партии войны.

И всё-таки, по мнению Гао Янь, воинственность Цыси была причиной её личностной трагедии: смелая и решительная императрица вынуждена была всё чаще и чаще соглашаться на переговоры - у неё не было другого выбора, потому что рядом с ней оказывались чиновники и военачальники, неспособные одержать победу. А ведь раньше в ней ценили умение находить таланты!

Эпизоды романа, рисующие Цыси в старости, показывают её нетерпимой к тем мнениям окружающих, которые не соответствуют её собственным. Она не любила всех, кто был против неё или хотел получить высокую должность. Старая Цыси нередко назначала на такие должности подлецов, которые ничуть не заботились о судьбе государства, а думали только о своём будущем, о своих деньгах, о своей карьере. Причину всему этому Гао Янь видит в том, что Цыси слишком любила власть.

Однако Гао Янь не думает, что у постаревшей Цыси не осталось положительных черт. В одном из значительных эпизодов он рассказывает о попытке Цыси, понимавшей необходимость изменений, провести в стране реформу. Читатель снова видит твёрдую решимость Цыси в достижении поставленной цели. Автор не случайно включает в повествование исторический экскурс, переносящий читателя во времена правления династии Тан - в феодальное общество, в котором талантливых людей выбирали с помощью Императорской экспертизы. Только в этом случае они могли войти в состав правящей группы. У Цыси хватило смелости и решимости отменить Императорскую экспертизу, существовавшую ещё с давних времён, и открыть новые школы. Однако и здесь автор показывает разрушительное влияние властолюбия на самые благие начинания императрицы. Реформа Цыси оказалась ограниченной не только потому, что разрушить феодальную систему очень трудно, но и потому, что сама Цыси не допустит никаких реформ, которые могли бы ослабить её власть. Любые предложения по созданию конституциональной формы правления вызывали в императрице злость и раздражение, приводившие на скамью подсудимых тех, кто ратовал за политическое развитие Китая. В подобных эпизодах Гао Янь разоблачает диктаторское начало в Цыси.

Когда требование конституционализма уже стало тенденцией внутри правящей группы, Цыси стала делать вид, что согласна на реформу и даже обнародовала приказ, котором был указан срок подготовки - 9 лет. Одновременно в этом приказе было подчеркнуто, что государством должны управлять императоры и что власть должна передаваться по наследству. Против этого никто не имеет права выступать. «Власть императора свята» - говорилось в этом документе. Кроме того, во власти императора оставалось законодательство, за ним сохранялось право созывать парламент, ему подчинялись военные, дипломатия, финансовые структуры. Такое положение вещей только укрепляло власть императора, то есть власть Цыси, и никакого отношения не имело к конституционализму. Описывая момент оглашения приказа, автор заостряет внимание читателя на том, что у Цыси было очень хорошее настроение, как у человека, который придумал хитрую комбинацию. Но развитие ситуации не совпадало с желанием Цыси, она не могла управлять судьбой. Народ не поддержал императрицу, и чиновничий аппарат оказался уже неспособным провести реформу в жизнь, поэтому реформе Цыси не суждено было быть реализованной. По мысли Гао Янь, это было для неё своего рода расплатой за увлечение властью.

Гао Янь никогда не приукрашивает Цыси. По его мнению, Цыси слишком сильно стремилась к власти. Ради неё она всё могла пойти на что угодно. Династия Цинь достигла вершины своего развития благодаря Цыси, но из-за неё же начался и процесс упадка династии. За это автор осуждает Цыси.

«Полная биография Цыси» Гао Янь стала восприниматься как реалистическая история времён последних лет династии Цинь, а образ Цыси тоже стал образцом искусства в истории китайских романов.

Таким образом, художественное осмысление противоречивой и неоднозначной фигуры великой императрицы Цыси в произведениях исторической прозы Китая способствует более глубокому пониманию значения роли отдельной личности в историческом процессе и формированию на определённом историческом отрезке времени нравственной оценки её деяний.

Делись добром ;)