А.В. Луначарский и М. Горький

реферат

§ 2. А.В. Луначарский и М. Горький

Знакомство Горького и Луначарского состоялось еще в 1905 году, когда они работали в редакции большевистской газеты «Новая жизнь». После поражения первой русской революции Луначарский, чтобы избежать ареста, эмигрировал из России. В ноябре 1907 года он встретился с Горьким во Флоренции. Постоянным местожительством Горького стал в это время остров Капри. Здесь он поселился после поездки в 1906 году в Америку, так как возвращение в Россию угрожало ему немедленным арестом. На Капри Горький прожил с конца 1906 по 1913 год. Здесь же поселился, по приглашению М. Горького, в январе 1908 года Луначарский, прожив на Капри несколько лет.

Луначарский всегда с восторгом отзывался о своем друге, говорил, что Горькому пришлось многое пережить в жизни, нырнуть еще глубже, почти до самого дна, до того дна, которое он не раз так вдохновенно описывал.

Луначарский в речи на пленуме Моссовета в 1828 году, посвященной сорокалетнему юбилею творческой деятельности М.Горького, говорил, что, будучи человеком, хлебнувшим горя, он [Горький] прекрасно знал ту действительность, в которой живет большинство человечества. Он испытал всю ее горечь и обиды на себе самом и видел тысячи и десятки тысяч примеров того же вокруг себя. Чувство горечи, огромной обиды за надругательство над человеком -- одно из доминирующих чувств, которое смолоду развилось в Горьком.

Луначарский отводил Горькому ведущее место в новой, юной пролетарской литературе, справедливо оценив не только его первоклассный талант, высокохудожественную форму и значительное содержание произведений, но и их идейную направленность: «Горький … воздвиг себе памятник, который не только никогда не будет забыт, но который надолго останется источником животворной энергии, направленной совершенно определенно на помощь борьбе лучшего в человеке, за власть над природой, против уродств собственнического общества, против слабого, темного и корыстного в себе самом, словом -- за осуществление коммунизма -- великой и светлой цели многих поколений. Огромное, исключительное значение Горького заключается в том, что он является первым великим писателем пролетариата, что в нем этот класс, которому суждено, спасая себя, спасти все человечество, впервые осознает себя художественно, как он осознал себя философски и политически в Марксе, Энгельсе и Ленине» [4].

При этом Луначарский отмечал, что Горький поднимался к вершинам пролетарского сознания постепенно, явился пролетарским писателем самой первой эпохи: «Горький явился предшественником и зачинателем пролетарской литературы. Он стоит на грани между литературой разночинческой и пролетарской. Во многом предтеча чисто пролетарской литературы, Горький поднимался к полноте пролетарского сознания лишь постепенно» [6].

Луначарский в критических статьях о Горьком довольно подробно проследил эволюцию его как писателя.

Основными силами, с самой молодости развившимися в сознании Горького, были романтика и реализм в чрезвычайно своеобразном взаимоотношении. В Горьком жило стремление к счастливой, гордой жизни, в которой блестяще одаренные люди, связанные друг с другом братскими чувствами, развертывали бы гигантскую культуру, находящуюся в полном соответствии с природой. Горький находился в постоянном поиске ответа на вопрос: «А что же такое счастье, и в чем оно состоит?».

Залогом счастья, по словам Луначарского, является для Горького родство с природой и то духовное, непобедимое, те внутренние силы, которые живут в человеке. Исследуя отношение Горького к различным классам, Луначарский отмечал следующие особенности. В отношении к простому народу, к мелкому трудовому мещанству, в значительной мере также и к крестьянству, к фабричным у него, в особенности в первый период его деятельности,-- глубокая братская жалость. «Когда Горький изображал, как они злы, как грубо избивают своих жен, как ненавидят друг к другу, когда выводил всю эту галерею забитых мечтателей, жертв и мелких хищников, людей, которые на самом деле могли бы быть чудесными идеалистами или энергичными строителями человеческой жизни,-- то всегда чувствовалось, что он винит не их, а всю обстановку» [5].

Осуждал Горький мещан, кулаков, похитителей, на чужих плечах строящих свое благополучие. Но презрение и ненависть не ослепляли Горького, и он смог изобразить характер мещанской души с такой четкостью и с таким реализмом, как никто не делал до него.

Затем он обращался к интеллигенции: «Здесь он различал два типа. Он отдавал справедливость творческой интеллигенции, работникам науки и искусства. Зато к интеллигентам -- обывателям и хищникам, к так называемым «дачникам», с их мелочностью, с их лицемерием, с их алчностью, к этим людям, которые «печалятся» о народных страданиях, стараются оправдать их как «необходимость», которые придумывают софизмы, чтобы оправдать всякую несправедливость,-- ко всем этим людям Горький был беспощаден» [5].

Вырождающемуся классу помещиков, да и всему барству он объявил беспощадную войну.

Отдельно исследовал Луначарский отношение Горького к «босякам» - людям, по тем или иным причинам выпавшим из социальной иерархии, находящимся на дне общества. Босяк явился прямой противоположностью и мужику с его домовитостью, и мещанину с его узкими рамками, и интеллигенту с его развинченными нервами. Однако после более глубокого исследования тип горьковского босяка распался на две составные части: на человека-зверя и на мягкого мечтателя, ничем, по сути, не отличавшихся от представителей других социальных слоев.

Луначарский пишет и о неоднозначном отношении Горького к типу утешителя (например, образ Луки в драме «На дне»). Горький чувствовал, что утешающая ложь, которая играет такую огромную роль в первых его произведениях, представляет некую слабость, так как такой обман не приносит пользы. Луначарский писал, что пьесы «На дне» и «Враги» явились началом полного отречения Горького от босячества.

Горький в это время обратился к новой теме - роли интеллигенции в современном обществе. Отношение писателя к этой социальной группе было неоднозначным. Поначалу Горький видел в интеллигенции нечто жалкое, искусственное и часто лицемерное (это отношение сказалось у Горького даже в одном из последних его рассказов -- в «Стороже»).

Позднее же он научился хорошо различать отдельные прослойки интеллигенции, что особенно сказалось в пьесе «Дачники», где праздной интеллигенции, зажиревшей, обывательской, противополагается демократическая интеллигенция, полная народолюбивых стремлений. Поэтому с течением времени Горький все чаще выступает с позиции энергичного защитника именно верхов интеллигенции как превосходных работников культуры.

Однако, несмотря на сформировавшееся положительное отношение к интеллигенции, Горький прекрасно понимал, что не она является основным двигателем общественности и не от нее можно ждать спасения от той тьмы, в которую погружено большинство человечества. «Лишь постепенно выяснилась для него роль той части трудящегося населения, которая первоначально была ему довольно далекой,-- фабрично-заводского пролетариата» [6].

Именно в это время, по мнению Луначарского, произошел перелом в творчестве Горького и поворот к пролетариату. Впервые Горький вплотную подошел к пролетариату в своей пьесе «Враги», написанной в 1906 году. Основным толчком для написания этой пьесы послужили события 1905 года. Пьеса эта рисует рабочее движение, хотя и в зародышевом состоянии, чрезвычайно интересна по замыслу и как характеристика настроения автора. В замысле особенно интересны противопоставления индивидуалистического и пестрого мирка всякого рода мещанства объединенной пролетарской массе. Для Горького в пьесе «Враги», как отмечал Луначарский, было характерно не только известное преклонение перед моральной силой коллектива рабочих, но и самое полное разочарование во всех формах индивидуализма.

Еще большее значение, чем «Враги», имел роман Горького «Мать», явившийся поворотным моментом в творчестве писателя. Книга эта была яркой проповедью, призывом ко всему обществу обратиться лицом к пролетариату и его борьбе. И призыв этот не остался неуслышанным. Луначарский отмечал, что именно потому, что роман имел такое большое общественное значение и отражал политическое сближение Горького с революционными кругами социал-демократической партии, он был принят в штыки разными врагами.

Следующим этапом была повесть «Исповедь», поскольку именно здесь Горький старался превратить для себя программу партии и рабочее движение в источник счастья. Помимо этой задачи, Горький в «Исповеди» преследует еще и другую, в высшей степени важную цель: его героем является талантливый молодой крестьянин, ищущий правды и прежде всего, конечно, вообразивший найти ее в виде какого-нибудь «бога», какой-нибудь религии. Отсюда длинное хождение Матвея по всяческим святым местам. Однако истинная правда заключается не в боге, а в людях, в трудовом народе, который сделается господином земли и устроит поистине счастливую жизнь. А той силой, которая призовет и организует трудовой народ для борьбы и для создания новой жизни, является завод, заводские ребята.

Луначарский подчеркивал огромное значение этой книги для развития и процветания новой пролетарской культуры. Он писал: «Основной принцип марксизма -- смотреть на весь мир глазами аналитика и диалектика, откликаться на его явления сердцем сознательного борца и безусловного коллективиста. Пусть читатель, на которого напала робость от непривычного сопоставления коллективизма и крестного хода, подойдет к могучим страницам, где описано чудо, с указанными предпосылками, и он увидит, каким прекрасным документом по психологии коллектива подарил его писатель» [6].

Однако, несмотря на положительную оценку повести, Луначарского неприятно удивило стремление Горького найти в большевизме якобы религиозный характер, поскольку это явно противоречило идейным и философским убеждениям критика.

Луначарский писал, что именно «Исповедью» в известной степени закончились попытки Горького стать ведущим выразителем пролетариата и его партии.

Помимо исследования содержательной стороны произведений Горького, Луначарский давал высокую оценку художественной стороне произведений писателя. Как писатель-художник, Горький занимает исключительное место в русской литературе не только по необъятному богатству своих тем и важности той социалистической позиции, которую он занимает, но и по непосредственному литературному таланту. Даровитость Горького ставит его в разряд мировых писателей.

Луначарский отмечал три аспекта, определяющих ценность творчества Горького: во-первых, чуткость, богатство и тонкость восприятия; во-вторых, умение удержать в памяти и внутренне переработать полученные впечатления; в-третьих, способность выразить их с достаточной силой.

Помимо этого, Луначарский отмечал необычайную красочность и музыкальность речи Горького, назвав писателя «музыкантом прозы»: Горький -- не только большой пурист в смысле ясности речи, отборности слов, свежести выражения, но он несомненно -- музыкант прозы. При этом музыка у Горького находится в полном соответствии с живописью слова» [6].

Яркой чертой таланта Горького Луначарский назвал умение создавать правдивые и необычайно яркие образы. Он восхищался мастерством писателя в создании человеческих портретов, отмечая необыкновенно точное сочетание внешней обрисовки героя с описанием характера, поступков, а также речевой характеристики его.

Более всего восхищало Луначарского мастерство Горького-пейзажиста: «Горький поистине великий пейзажист, а главное, страстный любитель пейзажа. Он почти не может подойти к человеку, начать рассказ или главу романа без того, чтобы не глянуть на небо, не посмотреть, что делают солнце, луна и звезды и вся несказанная палитра небесного свода с изменчивым волшебством облаков.

Сколько у Горького моря, сколько у него гор, лесов, степей, сколько у него маленьких садиков, закоулков природы! Какие необыкновенные слова придумывает он для нее. Он работает над нею, как объективный живописец, то как какой-нибудь Монэ, разлагающий перед вами ее краски своим изумительным аналитическим глазом и своим, вероятно богатейшим в нашей литературе словарем, то, наоборот, как синтетик, который дает общие силуэты и одной кованой фразой определяет для вас целую панораму. Но он работает не только как живописец. Он работает над природой как поэт» [3].

Луначарский называл Горького мастером афоризма, как исходящего от него самого, так и расцветающего на устах того или иного из его героев.

Не столь подробно, но с профессиональным интересом Луначарский подходил и к изучению драматических произведений Горького. Он говорил, что как драматург Горький более слаб, чем как автор романов и повестей. Здесь он лишен пейзажа, и несмотря на глубокое идейное содержание и афористичный язык, Горький, принесший с собой на сцену идеи и чувства гораздо более острые и злободневные, не нашел для выражения всего этого подходящей драматической формы, и пьесы его остались, как и у Чехова, считавшего важнейшими свойствами драматургических произведений отсутствие действия и насыщенность пьесы разговором и настроениями, рядом диалогов, положений и настроений.

Несмотря на это, в драматургии Горького есть много очень сильных типов и сцен, а пьеса «На дне», при всем своем формальном несовершенстве, остается, благодаря богатству и красочности своего бытового, идейного и языкового материала, одним из шедевров русского театра.

Луначарский отмечал дарование Горького в публицистике и литературной критике, особенно оценил воспоминания писателя о Л.Н. Толстом. Важное место критик отводил и этюдам Горького о В.И. Ленине, В.Г. Короленко.

Луначарский в своих статьях о Горьком упоминал и положительное отношение самого вождя пролетариата к писателю: «Горький -- безусловно крупнейший представитель пролетарского искусства, который много для него сделал и еще больше может сделать... Горький -- авторитет в деле пролетарского искусства, это бесспорно... В деле пролетарского искусства М. Горький есть громадный плюс…» [6]. По воспоминаниям Луначарского, В.И. Ленин провозгласил Горького настоящим, подлинным пролетарским писателем, который очень много дал пролетариату и еще больше даст.

Луначарский искренне называл Горького большевиком, говоря, что он принес в партию огромный энтузиазм, восторженное отношение к борьбе и строительству, глубокую преданность, желание всем, чем он может, ответить требованиям партии.

Делись добром ;)