logo
Образ Петербурга в произведениях Н.В. Гоголя

ГЛАВА I. ОБРАЗ ПЕТЕРБУРГА В ПРОЗЕ Н.В.ГОГОЛЯ. ИСТОРИЯ ВОПРОСА. ОБЗОР НАУЧНО -- КРИТИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

К творчеству Н.В. Гоголя, обращались многие исследователи, труды которых были посвящены биографии, творческому пути.... И немалое количество работ посвящено изображению города в произведениях писателя.

В. Белинский очень верно определил значение Петербурга для творчества Н.В. Гоголя: "Печать Петербурга видна на большей части его произведений, не в том, конечно, смысле, чтоб он Петербургу обязан был своей манерою писать, но в том смысле, что он Петербургу обязан многими типами созданных им характеров. Такие пьесы, как "Невский проспект", "Записки сумасшедшего", "Нос", "Шинель", "Женитьба", "Утро делового человека", "Разъезд" могли быть написаны не только человеком с огромным талантом и гениальным взглядом на вещи, но и человеком, который при этом знает Петербург не понаслышке".[4, 1]

Основанный в начале XVIII века, один из самых молодых и величественных городов Европы, Петербург быстро строился и рос. Современник Пушкина и Гоголя А.П.Башуцкий писал в "Панораме Петербурга": "Быстрота, с какою, Петербург возник, украсился и постоянно украшается, может по справедливости быть названа чудесною".

Годы жизни Н.В. Гоголя совпали с периодом бурного строительства новой столицы. Именно в эти годы в Петербурге работали крупные мастера -- зодчие, скульпторы и художники -- декораторы, создавшие не только отдельные памятники архитектуры, но и завершившие формирование "строгого и стройного" облика "Северной пальмиры". Город преображался и все отчетливее вырисовывался его неповторимый образ.

В работе Г.А. Гуковского "Реализм Гоголя" есть целая глава, которая посвящена петербургским повестям. Говоря о них, Г.А. Гуковский отмечает, что перед нами в этих пoвестях не тoлько единство идеи, идейного построения группы повестей, но и общность изображаемого" . Конечно, это изображаемое во всех повестях -- это прежде всего Петербург, средоточие всяческого зла, гoрод, и в частности столица. Но это не вообще Петербург, а именно Петербург как центр зла. [14; 248]

Автор подмечает одну важную деталь: Николай Васильевич практически не дает никаких черт архитектуры города, вообще его внешнего вида. Между тем он немало описывает город. Грязная лестница дома, строящаяся церковь, и самое главное, люди. Г. А. Гуковский делает вывод, что Петербург у Н.В. Гоголя -- это понятие не только не географическое, но и не эстетическое и даже не государственное; это у него вообще -- не понятие и никоим образом не символ. Петербург у Н.В. Гоголя -- это конкретный и реальный образ совокупности людских масс, связанных, скованных конкретным укладом жизни. При этом неправильно было бы думать, что здесь играет сколько-нибудь определяющую роль изображение Гоголем быта, так сказать бытовизм. Почти в такой же мере, как Петербург архитектуры и высокой культуры вообще, Н.В. Гоголя не привлекает как художника и Петербург быта. [14; 251] гоголь петербург образ город

Многое в пышном, парадном облике Петербурга раздражало и огорчало Н.В. Гоголя; многое в казенной архитектуре не только провинциальных городов, но и столицы оскорбляло глаз требовательного художника: " Мне всегда становится грустно, когда я гляжу на новые здания беспрерывно строящиеся, на которые брошены миллионы и из которых редкие оставляют изумленнй глаз величеством рисунка, или своевольною дерзостью воображения, или даже роскошью и ослепительной пестротою украшений. Невольно втесняется мысль: неужели прошел невозвратимо век архитектуры? Неужели величие и гениальность больше не посетят нас..."

Интересную параллель прoводит В. Набоков в своей книге "Николай Гоголь": сказки Льюиса Кэрролла формируются по принципу "реальность в реальности", реальность сна обрамлена повседневной реальностью героини. Нечто подобное представляет собой и Николай Васильевич.

Путешествием Н.В.Гоголя из реального мира в зазеркальный В. Набоков считает переезд из Украины в Петербург. На этом, смысловом уровне, писатель проводит аналогию со cказками Кэрролла. Обнаруживая у Гоголя проявления алогичности в мышлении и поступках, В. Набоков считает переезд писателя в Петербург закономерным: Петербург никогда не был настоящей реальностью, нo ведь и сам Гoголь, Гоголь-вампир, Гоголь-чревовещатель, тоже не был до конца реален. Школьником он с болезненным упорством ходил не по той стороне улицы, по которой шли все; надевал правый башмак на левую ногу; посреди ночи кричал петухом и расставлял мебель своей комнаты в беспорядке, словно заимствованном из "Алисы в Зазеркалье". Немудрено, что Петербург обнаружил всю свою причудливость, когда по его улицам стал гулять самый причудливый человек во всей России, ибо таков он и есть, Петербург: смазное отражение в зеркале, прозрачная неразбериха предметов, используемых не по назначению; вещи, тем безудержнее несущиеся вспять, чем быстрее они движутся вперед; бледно-серые ночи вместо положенных черных и черные дни - например, "черный день" обтрепанного чиновника. [18; 411-412]

Известный гоголевед Ю.Манн характеризует мир петербургских повестей в произведениях Николая Васильевича как "мир современного города с его острыми социальными и этическими коллизиями, изломами характеров, тревожной и призрачной атмосферой". [20; 56-57] Наивысшей степени гоголевское обобщение достигает в "Ревизоре", в котором "сборный город" как бы имитировал жизнедеятельность любого более крупного социального объединения, вплоть до государства, Российской империи, или даже человечества в целом.

Образ города в "Ревизоре" занимает значительное место в работе Ю. Манна "Поэтика Гоголя". Юрий Владимирович отмечает иерархичность гоголевского города, строгую пирамидальную структуру: "гражданство", "купечество", выше - чиновники, городские помещики и, наконец, во главе всего городничий. [21; 189] Женская половина также подразделяется по рангам. До Н.В. Гоголя такой расстановки персонажей в русской комедии не было.

Но первым и единственным полным исследованием повестей Н.В. Гоголя, объединенных темой Петербурга является монография В. М. Марковича. Стоит отметить несколько важных выводов, сделанных автором. Действительно, Н.В. Гоголь словно не видит царственного величия Петербурга. Не видит он и того, что так или иначе скрашивало существование любого из обитателей столицы, даже самого бедного и несчастного, -- не видит тенистой зелени садов и бульваров, живописных окрестностей, красочных военных парадов, не видит праздничных площадных гуляний с их бесхитростным весельем. Взгляд автора петербургских повестей прикован к миру невзрачных закоулков, убогих наемных квартир, закопченных мастерских, зловонных подворотен, черных лестниц, облитых. Если и появляются в поле зрения героев дворцы, гранитные тротуары, блеск витрин, светские салоны и бальные залы, то в конечном счете для того, чтобы создать контраст, обостряющий восприятие картин житейского убожества. Именно они всегда остаются здесь главным предметом авторского внимания.

Но то, что отобрано и введено в читательский кругозор, изображается точно и конкретно, причем конкретность эта -- особого рода. Н.В. Гоголь не стремится к детализации бытовых описаний и сцен. Гоголевский "бытовизм" лаконичен до скупости: почти во всех петербургских повестях жилье, предметы обстановки, одежда, еда, внешность персонажей, их повседневные занятия и т.п., как правило, обрисованы несколькими быстрыми штрихами. Иногда нет и этого: читатель, например, лишен возможности представить себе внутренность дома частного пристава, куда является герой "Шинели", вид квартирки Поприщина, место жительства поручика Пирогова. Однако не случайно именно петербургские повести Гоголя противники считали невыносимо перегруженными "низменной натурой", а писатели натуральной школы, стремившиеся установить прямые отношения между литературой и реальностью, воспринимали как образец для подражания. Быстрый гоголевский рисунок выражал особую остроту видения, близкую к эффекту репортажа, он создавал ощущение непосредственного соприкосновения с эстетически необработанными реалиями. [22; 10]

"Образ Петербурга в восприятии Гоголя всегда двойствен, внутренне контрастен. В сущности, нет в повестях единого, цельного образа столицы. Богатые и бедные, беспечные бездельники и горемыки-труженики, начальники и подчиненные, преуспевающие пошляки и терпящие крушение благородные романтики -- каждая молекула Петербурга имеет две стороны. И их обе тщательно исследует писатель", -пишет С.И. Машинский. По его словам, "Петербургские повести явились важным этапом в идейном и художественном развитии Н.В. Гоголя. Вместе с "Миргородом" они свидетельствовали о зрелом мастерстве писателя и его решительном утверждении на позициях критического реализма". [23;175]