Анализ лирических произведений русских поэтов

контрольная работа

1. Проанализируйте композицию стихотворения А.С. Пушкина «Зимняя дорога»

Сквозь волнистые туманы

Пробирается луна,

На печальные поляны

Льет печально свет она.

По дороге зимней, скучной

Тройка борзая бежит,

Колокольчик однозвучный

Утомительно гремит.

Что-то слышится родное

В долгих песнях ямщика:

То разгулье удалое,

То сердечная тоска...

Ни огня, ни черной хаты...

Глушь и снег... Навстречу мне

Только версты полосаты

Попадаются одне.

Скучно, грустно... Завтра, Нина

Завтра, к милой возвратясь,

Я забудусь у камина,

Загляжусь не наглядясь.

Звучно стрелка часовая

Мерный круг свой совершит,

И, докучных удаляя,

Полночь нас не разлучит.

Грустно, Нина: путь мой скучен

Дремля, смолкнул мой ямщик,

Колокольчик однозвучен,

Отуманен лунный лик.

Композиция сюжета стихотворения «Зимняя дорога» состоит из нескольких частей. Особенности монтажной композиции таковы, что вначале мы видим автора едущего «По дороге зимней, скучной». Монотонный звук колокольчика, и однообразный пейзаж, и бег борзой тройки, и песни ямщика утомляют путника, навевают ему скуку, грусть. И мысли его уносятся вдаль, туда, где ждет его милая, добрая женщина по имени Нина, жарко пылающий камин, стрелка часов, отсчитывающая минуты и часы приятного общения.

Скучно, грустно... Завтра, Нина

Завтра, к милой возвратясь,

Я забудусь у камина,

Загляжусь не наглядясь.

И вновь путник возвращается к зимней дороге. Но сюжет уже сменятся. Та же луна, та же дорога, тот же монотонный колокольчик, но стало еще более грустно и скучно, т.к. даже ямщик, утомленный дорогой, морозом, уже не поет, он дремлет на облучке. Грустно, дремотно. Только одна радость - ожидание близкого свидания.

Повествовательная композиция имеет также свои особенности, выражающиеся эпическими чертами. Она как бы охватывает большие, неопределенные в границах временные и пространственные отрезки. Зимняя дорога пропускается через всю жизнь автора, она как бы соединяет его с прошлыми воспоминаниями, с ощущением предстоящей встречи с милой женщиной.

Предметная композиция стихотворения. Четкими выверенными мазками он рисует и «волнистые туманы», и печальный свет луны, и снежные просторы сколько видит глаз («Ни огня, ни черной хаты», «только версты полосаты»). Но уже с этих первых строк мы воображаем и зимний пейзаж, и получаем представление о самом авторе. По всему видно, что он часто путешествует, с самого детства ему знакомы долгие песни ямщика. И здесь сюжет стихотворения приобретает краски ретроспективного сюжета:

Что-то слышится родное

В долгих песнях ямщика:

То разгулье удалое,

То сердечная тоска...

Только запахи, звуки образа детства становятся родными и близкими.

Интересны и речевые средства сюжета. Все стихотворение построено на внутреннем диалоге автора, то он размышляет, погружен в свои мысли, в свои воспоминания, то обращается к Нине, как бы жалуясь ей на скуку, усталость от дороги и ожидания встречи.

Делись добром ;)